Берлинская стена гарантирует пропуск в Авиньон.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
На фестивале в Авиньоне под открытым небом в карьере Бульбон сыграли спектакль по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца». Трудно поверить, но в русском театре эта пьеса заняла свое законное место совсем недавно. Законченная к 1928 году, она готовилась к постановке сначала Мейерхольдом, а потом и Станиславским, но была похоронена сталинской цензурой в 1932 году. И была поставлена в СССР только в преддверии перестройки в 1982 году.
Через сюрреалистические ситуации Эрдман создает истории необыкновенные, но говорящие о современной ему России гораздо больше, чем многие репортажи с передовых коммунистических строек тех лет. Герой «Самоубийцы» Семен Семенович Подсекальников (исполнитель главной роли и постановщик Доменик Пино) волей обстоятельств втянут в подготовку к собственному самоубийству. Окружающие же его соседи и знакомые только радуются этому вполне трагическому обстоятельству, потому что рассчитывают через акт такого «гражданского неповиновения» передать миру месседж о своих горестях и чаяниях. Потому что в России «то, что живой может подумать, только один мертвый может сказать».
Постановщик Доменик Пино прислушивается к каждой эрдмановской реплике, к каждой фразе. С одной стороны, чтобы не пропустить очередную остроту автора, с другой – разглядеть и использовать по полной все крючки и зацепки ситуаций, порождаемых практически водевильно-стремительным развитием событий. А текст у Эрдмана – раздолье для любого Актера Актеровича. Вот тут-то и проявляется слабина в этой в принципе удачной постановке: комикование и шаржирование у Эрдмана имеют свойство остановиться на грани, создавая необходимый психологический объем характеров, у Пино же преобладает более водевильное прочтение с иногда почти кабаретным прочтением некоторых эпизодов. Не смог Пино обойтись и без длиннющей, почти Берлинской стены с проволокой/проводами поверху, ограничивающей площадку слева, этакой тяжеловесной метафоры, которая разрешала бы появление комедии в официальной программе Авиньона. Из удачного: скученные домики-боксы (сценография Сильви Орсье, она же играет жену Подсекальникова), занимающие центральную часть плато песчаной сцены, именно в них, согнувшись, живут все главные герои спектакля, – замечательный образ советских коммуналок.
Попадание такой пьесы и такого спектакля в официальную программу Авиньона в нынешнем его состоянии и взаимоотношениях с театром слова и традиции – вещь курьезная и необыкновенная. Во-первых, это комедия, а смех с официальных подмостков здесь изгнан давно, во-вторых, пьеса малоизвестного для Франции автора – хотя все относительно, сумела же она войти в репертуар Комеди Франсез в середине 80-х, цитадели традиций и консерватизма (например, «Трамвай «Желание» попал в ее репертуар только в этом году!), в переводе крупнейшего французского драматурга Мишеля Винавера и в постановке Жан-Пьера Винсена, в-третьих, пьеса дает возможность развернуться с красиво закрученным соло исполнителю каждого из персонажей, а актерские вкусности в традиционно написанных пьесах нынешнюю дирекцию Авиньона интересуют мало.
Авиньон