Туристы – спасение для греческой культуры.
Фото Reuters
Проблемы в экономике не пугают министра культуры и туризма Греции Павлоса ГЕРУЛАНОСА – он считает, что в кризис, возможно, именно культура поможет улучшить ситуацию в стране. О захвате музеев, развитии туристических маршрутов и о том, как важна целостность памятников, с ним поговорил внештатный корреспондент «НГ» Алексей ФИЛИППОВ.
– Сейчас Греция близка к дефолту, для сохранения экономики страны происходит сокращение бюджета, а, как известно, сокращать часто начинают именно с культуры. Каковы ваши прогнозы, что ожидает культуру и туризм в связи с уменьшением бюджета?
– Бюджет нашего министерства действительно уменьшился на 20%. И эта цифра кажется значительной, угрожающей всем нашим программам. Мы постарались урезать расходы на какие-то излишества. В основном средства министерства расходуются по трем основным статьям. Сохранение древностей, их реставрация, проведение раскопок – это один раздел. Другой – это поддержка таких государственных учреждений, как, например, театры. И третий раздел – поддержка деятелей культуры, в основном молодых. Бюджет был сокращен по всем трем направлениям, но тем не менее программы, которые велись, продолжают осуществляться. Например, только что было выделено 8 миллионов евро на продолжение реставрации Акрополя. Что касается государственных культурных учреждений – несмотря на уменьшение суммы, ничего не было закрыто. По поводу молодых греческих деятелей культуры┘ Тут нужно сказать, что мы просто стали чуть более избирательными и теперь внимательнее следим, какие плоды эта поддержка дает.
– Что сейчас приоритетнее для культуры Греции – сохранить какие-то плоды искусства прошлого и через это достигнуть стабильности в будущем или же развивать молодые таланты и за счет молодой поросли опять же стабилизироваться, и не только экономически, но и на культурном уровне?
– Традиционно бюджет Министерства культуры всегда был ориентирован на поддержку и сохранение древностей. Но какие-то акценты у нас оказались смещены. Всегда делался упор на сохранность памятников, а в данном случае мы сместили приоритеты в сторону обслуживания посетителей этих памятников, чтобы их выгодно преподнести.
Что касается поддержки деятелей искусств (театральных трупп, танцевальных коллективов) – тут мы больше стали помогать именно молодым талантам, потому что это потенциал, который мы ни в коем случае не должны потерять.
Так что пропорция между древностями и современностью – она не изменилась, но в рамках каждого из этих разделов акценты сместились.
– Есть ли в Греции и, в частности, в Афинах программа по сохранению памятников, которая позволяет развивать инфраструктуру города и при этом не уничтожать старинные здания?
– Одна из самых крупных инвестиционных программ, которая в Афинах когда-либо была задействована, – это проект по соединению всех основных археологических зон города. Это делалось с прицелом на то, чтобы эти зоны прочно вошли в повседневность как самих жителей Афин, так и гостей города.
Сетью пешеходных тротуаров были соединены такие памятники, как Афинский стадион, где проводились первые Олимпийские игры нового времени, потом этот маршрут ведет к лицею Аристотеля, к Акрополю, обводит вокруг него, выходит на Плаку (самый старый район Афин, расположенный у подножия Акрополя), оттуда – к древнему, раскопанному району Керамик и доводит до Платоновской академии.
Вдоль этого маршрута происходит основное развитие. Там появились новые рестораны, галереи, есть сценические площадки, где выступают как раз новые таланты, о которых мы говорили. Там можно сделать покупки, то есть речь идет об одном из наиболее интересных, единых пешеходных маршрутов в Европе.
– Из Греции в свое время было вывезено много памятников и артефактов, и греческая сторона периодически требует у европейских стран, чтобы их вернули. В той экономической ситуации, которая сложилась в вашей стране, не стало ли у Англии, Франции и других крупных европейских держав больше оснований, чтобы не возвращать реликвии? Планируете ли вы на какое-то время приостановить этот запрос, чтобы потом вернуть экспонаты в более выгодные условия?
– Оговорюсь, что Греция хочет вернуть конкретный памятник – речь идет о мраморных фрагментах Парфенона. И это требование Греции звучит постоянно, оно никуда не делось. Греция не требует возвращения своих памятников, находящихся в мировых музеях, только возвращения фрагментов Парфенона, потому что это нужно для восстановления целостности конкретного памятника. Представьте себе, что у какой-нибудь выдающейся церкви в России отсутствовал бы, например, купол. И вы бы тогда, наверное, требовали, чтобы этот купол, если он находится в другой стране, был возвращен обратно. Мы просто говорим о том, что фрагменты Парфенона как символа человечности и гуманизма должны находиться в одном месте. Именно поэтому мы построили самый современный музей в мире (Новый музей Акрополя), чтобы была возможность воссоединения памятников. Россияне, которые придут в Новый музей Акрополя, увидят, почему так важно, чтобы этот памятник был целым.
– А как обстоят дела с остальными музеями, помимо Нового музея Акрополя? Они развиваются, их реставрируют или они приходят в запустение и с появлением нового музея Акрополя надобность в них отпадет?
– В Греции сейчас проходит массовая перестановка служащих с менее эффективных объектов на более эффективные. Это общий процесс для всей страны. Наше ведомство выступает в роли принимающей стороны: мы не отдаем служащих, а получаем дополнительных, чтобы улучшить обслуживание. Мы как раз приняли решение, что такие важные объекты, как Акрополь Афинский и Белая башня в Салониках, будут работать с раннего утра до позднего вечера в течение всего года. Для Греции кризис – это вовсе не повод уменьшать расходы на культуру. Как раз наоборот, речь идет об извлечении средств из менее эффективных отраслей и их переводе в культуру и туризм. Потому что вложения, сделанные в эту область, возвращаются очень быстро.
– В начале года был разграблен Большой Национальный Египетский музей. Оттуда было вынесено много экспонатов. Думаю, этот пример очень показателен для многих стран. Были ли в греческих музеях введены дополнительные меры, чтобы такого не произошло, и вообще, какие охранные меры в музеях сейчас предпринимаются?
– Кражи и хищения из музея в Каире – это экстраординарная ситуация для Египта и тем более – для Греции. Это произошло из-за широких народных волнений. В действительности музейные экспонаты и археологические памятники гораздо больший ущерб претерпевают из-за так называемых черных археологов. Речь идет не о кражах из музея непосредственно, а о попытках вывоза из страны археологических находок, сделанных при незаконных раскопках. От этого страдает и Египет, от этого страдает и Греция. Нужно сказать, что в последние годы этим группам, работающим в области черной археологии, благодаря действиям властей был нанесен существенный урон.
– Если вдруг произойдет внешнее проникновение в музей группы людей для того, чтобы украсть экспонаты, какие меры именно против насильственного проникновения предпринимаются?
– Вы знаете, что в прошлом году Акрополь был захвачен крайними группировками. Общество на это отреагировало отрицательно – мы не думаем, что это может повториться.
– Как иностранный туризм (именно культурные программы) помогает в Греции сохранению памятников и экономическому развитию? Для нас это интересно еще и потому, что в России, увы, иностранного туризма, в том числе организованного, почти и нет.
– Большая часть людей приезжает в Афины и Салоники, чтобы посетить исторические и культурные достопримечательности. Конечно, это служит крупным источником дохода для страны. Как это влияет на сами памятники? Повторю, что если раньше акцент финансирования стоял на академическом изучении и реставрации старинных объектов, то теперь мы его сместили. В силу того, что посещаемость памятников очень выросла. Только в этом году у нас на 30% больше людей посещают Акрополь. Поэтому нам пришлось сделать упор на обслуживание потока туристов, которых привлекают памятники.