0
1277
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2011 00:00:00

Парфенону по-прежнему недостает мраморных фрагментов

Тэги: греция, кризис, культура


греция, кризис, культура Туристы – спасение для греческой культуры.
Фото Reuters

Проблемы в экономике не пугают министра культуры и туризма Греции Павлоса ГЕРУЛАНОСА – он считает, что в кризис, возможно, именно культура поможет улучшить ситуацию в стране. О захвате музеев, развитии туристических маршрутов и о том, как важна целостность памятников, с ним поговорил внештатный корреспондент «НГ» Алексей ФИЛИППОВ.

– Сейчас Греция близка к дефолту, для сохранения экономики страны происходит сокращение бюджета, а, как известно, сокращать часто начинают именно с культуры. Каковы ваши прогнозы, что ожидает культуру и туризм в связи с уменьшением бюджета?

– Бюджет нашего министерства действительно уменьшился на 20%. И эта цифра кажется значительной, угрожающей всем нашим программам. Мы постарались урезать расходы на какие-то излишества. В основном средства министерства расходуются по трем основным статьям. Сохранение древностей, их реставрация, проведение раскопок – это один раздел. Другой – это поддержка таких государственных учреждений, как, например, театры. И третий раздел – поддержка деятелей культуры, в основном молодых. Бюджет был сокращен по всем трем направлениям, но тем не менее программы, которые велись, продолжают осуществляться. Например, только что было выделено 8 миллионов евро на продолжение реставрации Акрополя. Что касается государственных культурных учреждений – несмотря на уменьшение суммы, ничего не было закрыто. По поводу молодых греческих деятелей культуры┘ Тут нужно сказать, что мы просто стали чуть более избирательными и теперь внимательнее следим, какие плоды эта поддержка дает.

– Что сейчас приоритетнее для культуры Греции – сохранить какие-то плоды искусства прошлого и через это достигнуть стабильности в будущем или же развивать молодые таланты и за счет молодой поросли опять же стабилизироваться, и не только экономически, но и на культурном уровне?

– Традиционно бюджет Министерства культуры всегда был ориентирован на поддержку и сохранение древностей. Но какие-то акценты у нас оказались смещены. Всегда делался упор на сохранность памятников, а в данном случае мы сместили приоритеты в сторону обслуживания посетителей этих памятников, чтобы их выгодно преподнести.

Что касается поддержки деятелей искусств (театральных трупп, танцевальных коллективов) – тут мы больше стали помогать именно молодым талантам, потому что это потенциал, который мы ни в коем случае не должны потерять.

Так что пропорция между древностями и современностью – она не изменилась, но в рамках каждого из этих разделов акценты сместились.

– Есть ли в Греции и, в частности, в Афинах программа по сохранению памятников, которая позволяет развивать инфраструктуру города и при этом не уничтожать старинные здания?

– Одна из самых крупных инвестиционных программ, которая в Афинах когда-либо была задействована, – это проект по соединению всех основных археологических зон города. Это делалось с прицелом на то, чтобы эти зоны прочно вошли в повседневность как самих жителей Афин, так и гостей города.

Сетью пешеходных тротуаров были соединены такие памятники, как Афинский стадион, где проводились первые Олимпийские игры нового времени, потом этот маршрут ведет к лицею Аристотеля, к Акрополю, обводит вокруг него, выходит на Плаку (самый старый район Афин, расположенный у подножия Акрополя), оттуда – к древнему, раскопанному району Керамик и доводит до Платоновской академии.

Вдоль этого маршрута происходит основное развитие. Там появились новые рестораны, галереи, есть сценические площадки, где выступают как раз новые таланты, о которых мы говорили. Там можно сделать покупки, то есть речь идет об одном из наиболее интересных, единых пешеходных маршрутов в Европе.

– Из Греции в свое время было вывезено много памятников и артефактов, и греческая сторона периодически требует у европейских стран, чтобы их вернули. В той экономической ситуации, которая сложилась в вашей стране, не стало ли у Англии, Франции и других крупных европейских держав больше оснований, чтобы не возвращать реликвии? Планируете ли вы на какое-то время приостановить этот запрос, чтобы потом вернуть экспонаты в более выгодные условия?

– Оговорюсь, что Греция хочет вернуть конкретный памятник – речь идет о мраморных фрагментах Парфенона. И это требование Греции звучит постоянно, оно никуда не делось. Греция не требует возвращения своих памятников, находящихся в мировых музеях, только возвращения фрагментов Парфенона, потому что это нужно для восстановления целостности конкретного памятника. Представьте себе, что у какой-нибудь выдающейся церкви в России отсутствовал бы, например, купол. И вы бы тогда, наверное, требовали, чтобы этот купол, если он находится в другой стране, был возвращен обратно. Мы просто говорим о том, что фрагменты Парфенона как символа человечности и гуманизма должны находиться в одном месте. Именно поэтому мы построили самый современный музей в мире (Новый музей Акрополя), чтобы была возможность воссоединения памятников. Россияне, которые придут в Новый музей Акрополя, увидят, почему так важно, чтобы этот памятник был целым.

– А как обстоят дела с остальными музеями, помимо Нового музея Акрополя? Они развиваются, их реставрируют или они приходят в запустение и с появлением нового музея Акрополя надобность в них отпадет?

– В Греции сейчас проходит массовая перестановка служащих с менее эффективных объектов на более эффективные. Это общий процесс для всей страны. Наше ведомство выступает в роли принимающей стороны: мы не отдаем служащих, а получаем дополнительных, чтобы улучшить обслуживание. Мы как раз приняли решение, что такие важные объекты, как Акрополь Афинский и Белая башня в Салониках, будут работать с раннего утра до позднего вечера в течение всего года. Для Греции кризис – это вовсе не повод уменьшать расходы на культуру. Как раз наоборот, речь идет об извлечении средств из менее эффективных отраслей и их переводе в культуру и туризм. Потому что вложения, сделанные в эту область, возвращаются очень быстро.

– В начале года был разграблен Большой Национальный Египетский музей. Оттуда было вынесено много экспонатов. Думаю, этот пример очень показателен для многих стран. Были ли в греческих музеях введены дополнительные меры, чтобы такого не произошло, и вообще, какие охранные меры в музеях сейчас предпринимаются?

– Кражи и хищения из музея в Каире – это экстраординарная ситуация для Египта и тем более – для Греции. Это произошло из-за широких народных волнений. В действительности музейные экспонаты и археологические памятники гораздо больший ущерб претерпевают из-за так называемых черных археологов. Речь идет не о кражах из музея непосредственно, а о попытках вывоза из страны археологических находок, сделанных при незаконных раскопках. От этого страдает и Египет, от этого страдает и Греция. Нужно сказать, что в последние годы этим группам, работающим в области черной археологии, благодаря действиям властей был нанесен существенный урон.

– Если вдруг произойдет внешнее проникновение в музей группы людей для того, чтобы украсть экспонаты, какие меры именно против насильственного проникновения предпринимаются?

– Вы знаете, что в прошлом году Акрополь был захвачен крайними группировками. Общество на это отреагировало отрицательно – мы не думаем, что это может повториться.

– Как иностранный туризм (именно культурные программы) помогает в Греции сохранению памятников и экономическому развитию? Для нас это интересно еще и потому, что в России, увы, иностранного туризма, в том числе организованного, почти и нет.

– Большая часть людей приезжает в Афины и Салоники, чтобы посетить исторические и культурные достопримечательности. Конечно, это служит крупным источником дохода для страны. Как это влияет на сами памятники? Повторю, что если раньше акцент финансирования стоял на академическом изучении и реставрации старинных объектов, то теперь мы его сместили. В силу того, что посещаемость памятников очень выросла. Только в этом году у нас на 30% больше людей посещают Акрополь. Поэтому нам пришлось сделать упор на обслуживание потока туристов, которых привлекают памятники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1376
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
882
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1583
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1218

Другие новости