0
1452
Газета Культура Интернет-версия

14.07.2011 00:00:00

Потерь больше, чем приобретений

Тэги: театр, события


театр, события Спектакль «Враги. История любви» – один из лучших в сезоне.
Фото с сайта театра «Современник»

Всё, как обычно: доигрывают сезон «Ленком» и «Современник», к открытию нового сезона почти готова Малая Бронная. Потери, иначе и быть не может, всегда кажутся существеннее, чем приобретения: масштаб уходящих – будь то Людмила Гурченко или Виталий Вульф, в общем, понятен, а если речь о молодом актере, его первой или второй роли, то, конечно, на фоне уходящих эти первые шаги кажутся менее значительными. Александр Лазарев, Татьяна Шмыга, Михаил Козаков, Виталий Вульф, Татьяна Панкова – те, кого мы потеряли в уходящем сезоне.

Потерянные театры

К потерям следует отнести и театры, в которых актеры взбунтовались и эти стихийные бунты привели в итоге к отставке худруков. Прошедший сезон ознаменовался необычайной плотностью таких вот историй, департаменту культуры не оставалось времени на продых, может, и хотелось пройти мимо, не заметить очередную закипающую «кастрюлю», как уже раздавалось: ба-бах! – и надо было спешить с пожарными мерами. Актеры академического Театра имени Маяковского добились в конце концов, что Сергей Арцибашев сам написал заявление об уходе, департамент культуры, по информации «НГ», предлагал и Александру Галибину, чтобы он пошел по этому оптимальному и для всех наиболее безболезненному пути и сам написал заявление, Галибин отказался, контракт его закончился, и новым худруком Театра имени Станиславского назначили Валерия Беляковича. Художественным руководителем Театра имени Маяковского в ближайший год будет Миндаугас Карбаускис, кто будет руководить после 15 июля Театром на Таганке, скорее всего станет известно только в новом сезоне, вероятнее всего, пока театру подыщут нового директора. Худрука вместо Любимова, с этим вряд ли кто станет спорить, найти невозможно. Надо придумывать на этом месте другой театр.

Прав был министр культуры Александр Авдеев, когда, выступая неделю назад на правительственном часе в Госдуме, заметил, что история на Таганке – «эмоционально окрашенный пример» сложностей перехода на контракты.

Надо сказать и о закрытии театра «Эрмитаж» на реконструкцию. История неясная, невнятная, театр то закрывали, ссылаясь на аварийность, то снова открывали, то меняли план реконструкции. Сейчас вот театр собирается открывать новый сезон и готовится даже как будто играть на своей малой сцене. Большие спектакли будут гастролерами на чужих площадках.

Лучший спектакль

Рейтинг, в котором принимают участие театральные обозреватели столичных газет на сайте «Театральный смотритель», к концу сезона на первое место выдвинул премьеру «Сатирикона» «Константин Райкин. Вечер с Достоевским». Спектакль Валерия Фокина, режиссера, который уже несколько лет руководит в Петербурге Александринским театром, и там, – как отмечает коллега Дмитрий Ренанский на этой же странице «НГ», вызывает яростные споры, многим московским критикам, честно признаюсь, непонятный.

«Константин Райкин. Вечер с Достоевским», безусловно, входит в этом сезоне в тройку или даже в двойку лучших, деля лавры со спектаклем «Современника» «Враги. История любви» в постановке Евгения Арье.

Лучший актер

Сергей Юшкевич – он играет главную роль в спектакле «Враги. История любви». Впору говорить о появлении на московской сцене крупного, значительного актера, очень разнообразного в том, что он делает сегодня, играя и в этой премьере – классической высокой мелодраме, и в социальной французской комедии «Бог резни» – это премьера прошлого сезона, и т.д.

Кроме него следует назвать Константина Райкина, который в одиночку разыгрывает повесть Достоевского «Записки из подполья», делает это бесстрашно и, имея в виду привычки и ожидания публики «Сатирикона», временами – на грани фола. Еще одна удача сезона – в спектакле «Зачем вы меня обижаете?» Бориса Морозова в Театре армии, где Федор Чеханков играет сперва главную роль в гоголевской «Шинели», а потом – в чеховской «Свадьбе».

Лучшая актриса

Лучшая актриса – Алена Бабенко, но также Чулпан Хаматова, Евгения Симонова. Это – те, кто играет три главные роли, трех главных женщин в судьбе героя «Врагов...» на сцене «Современника». Еще одна – Людмила Крылова, которая играет с той же Аленой Бабенко в еще одной премьере «Современника» – на Другой сцене молодой режиссер Егор Перегудов выпустил спектакль по роману Елены Чижовой «Время женщин».

Сценография/Свет

В премьере «Записных книжек» Студии театрального искусства сотрудничество Александра Боровского и Дамира Исмагилова, а следом – их же дуэт в «Брате Иване Федоровиче» – почти самостоятельная инсталляция, хотя, конечно, работающая на спектакль и удачная и существенная в контексте названных премьер.

Театр сезона

«Современник». Три премьеры, из которых две – безусловные удачи, ставшие лидерами сезона, напоминающие и о великом прошлом этого театра, особенно – по каким-то приемам, манере игры – во «Времени женщин», и свидетельствующие о живом состоянии театра.


Кирилл Серебренников открывает студию на Винзаводе.
Фото PhotoXPress.ru

Деловое сотрудничество

«Деловое сотрудничество» – такая вот номинация, для которой удачно подходят Марк Захаров и Олег Глушков, на паях, в четыре руки и в четыре ноги выпустившие «Пер Гюнта» в «Ленкоме».

Эпизод

Александра Виноградова, которая в «Пер Гюнте» играет не одну, а много ролей, то выдвигаясь, то возвращаясь в массовку. Запоминается.

Не-премия

Не-премия – то, что Сергею Маковецкому не дали в этом году «Золотую маску», что кажется просто странным, роль дяди Вани – очевидная удача, очень значительная, не желая никого обижать, – как говорится, он был на голову выше всех остальных. Но, реабилитируя «Маску», тут же заметим, что на фестивале в этом году смело отметили спектакль «Час восемнадцать» Михаила Угарова, спектакль, воспроизводящий последние минуты жизни адвоката Магнитского. Политический театр в этом сезоне поддержали также и две работы Кирилла Серебренникова – «Околоноля» Театра Табакова и «Отморозки», спектакль, который режиссер выпустил со своими студентами из Школы-студии МХАТ. Не нравится такой политический театр? А где другой?

Новые горизонты

На Винзаводе появляется своя театральная площадка, спектакли учеников Школы-студии МХАТ, которые здесь были показаны в мае, стали первым шагом, затактом для большого театрального начинания Кирилла Серебренникова на Винзаводе, с образовательной программой, лабораториями, мастер-классами.

Музыка сезона

Леонид Десятников счастливо продолжил сотрудничество с Большим театром. Он освободился от обязанностей музыкального руководителя, но не отменил взятых ранее обязательств, и день в день, как обещали, станцевали премьеру балета «Утраченные иллюзии». Танцевальную часть, за которую отвечал Алексей Ратманский, балетные критики раскритиковали, а вот про музыку в один голос все сказали: йес!

Ожидание сезона

Ожидание сезона – весь год, даже не сезон – шли последние приготовления к открытию исторической сцены Большого театра, к концу сезона прорвало «компроматом»: сперва «свалили» завбалетной труппы Геннадия Янина, потом замахнулись и на гендиректора Анатолия Иксанова, но сил, видимо, не хватило. Наши источники упорно говорят, что год назад Александр Авдеев не случайно тянул и не подписывал новый контракт с Иксановым, но в июле этого года на правительственном часе в Госдуме министр культуры совершенно однозначно высказался за Иксанова, то есть и за то, что именно человек, который столько сил и лет потратил на возвращение в строй исторической сцены, ее и открыл в октябре этого года. Вообще закулисная, околотеатральная жизнь в этом сезоне была явно богаче событиями, чем собственно театральная, с премьерами и новыми ролями известных и пока еще не самых известных актеров.

На высшем уровне

На высшем уровне о театре в этом сезоне говорили и встречались не один раз. С Дмитрием Медведевым «театралы» встречались в сентябре, на рубеже нынешнего лета – в Пензе, в только-только отстроенном новом театре прошла встреча с премьером Владимиром Путиным, а до того еще в Москве главные режиссеры встречались с новым мэром Сергеем Собяниным, кроме того, добавить сюда же можно и то еще, что в декабре Путин и Собянин вели диалоги с Юрием Любимовым, уговаривая его подождать с решением покинуть пост худрука и директора Театра на Таганке. Уговорили, выходит, лишь на полгода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1011
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1135
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
857
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
635

Другие новости