0
2809
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2011 00:00:00

Йонас Кауфманн: "Я однозначно сторонник режиссерского театра"

Тэги: театр, опера, проекты


театр, опера, проекты Йонасу Кауфманну в Санкт-Петербурге аплодировали стоя.
Фото Екатерины Беляевой

Кульминацией фестиваля «Звезды белых ночей» стал концерт с участием звезд немецкой оперной сцены – тенора номер один в мире Йонаса Кауфманна и сопрано Ани Кампе. Гвоздем программы – ее назвали Вагнер-гала – стала тема «Валькирии»: вместо скучного списка разношерстных арий были исполнены целиком первый акт и вторая картина второго акта оперы. После концерта Йонас КАУФМАНН дал эксклюзивное интервью Екатерине БЕЛЯЕВОЙ.

Про успех этого совместного российско-немецкого действа даже страшно писать, потому что овациям и одобрительному гулу интеллигентной петербургской публики не было конца. Понять людей можно – Кауфманн только раз был в России, выступал вместе с Дмитрием Хворостовским в Кремле в 2008 году, и все эти три волнительных для тенороманов года отечественные любители должны были довольствоваться дисками и телепрограммами.

Валерий Гергиев знал, что делал, когда всматривался в плотный график расписанного на десять лет вперед немецкого тенора. Только в апреле Кауфманн дебютировал в Метрополитен-опере с партией Зигмунда в «Валькирии», выступление его и других вокалистов было во всех отношениях выдающимся, а вот музыкальная часть и постановочная потерпели полное фиаско. Дело в том, что консервативный американский театр решился было сменить тактику – начать приглашать модных режиссеров, но идея доверить тетралогию «Кольцо нибелунга» Роберу Лепажу была худшей американской идеей десятилетия. Он соорудил неудобную для певцов декорацию-трансформер, которая мигала и нелепо двигалась: говорят, во время репетиций и на первых спектаклях Лепажа певицы падали и травмировались. К тому же дирижер и музыкальный руководитель театра Джеймс Ливайн никогда не слыл вагнерианцем. В итоге Кауфманн и Ева-Мария Вестбрук (Зиглинда), певшие волчат-близнецов, вытянули на себе всю постановку. Загримированные как сиамские близнецы, на протяжении трех часов спектакля они гениально играли в свой роман-инцест, по-стрелеровски не понимая, что творят. Эту «Валькирию» транслировали в тысячах кинотеатров мира (только до России не дошло), и благодаря крупным планам, которые щедро делал оператор, гениальная игра актеров – микеланджеловская пластика рук Кауфманна в особенности – отвлекли от музыкальной скуки и постановочной безалаберности.

Но умный певец всегда тянется к умному дирижеру – поэтому Кауфманн не отказался от предложения Гергиева вырваться на день в Петербург из Мюнхена, где он готовит сольную программу для Мюнхенского фестиваля, и спеть на «Белых ночах» Зигмунда.

– Как получилось, что, окончив престижную Высшую школу музыки и театра в Мюнхене по специальности «оперный и концертный певец», вы должны были доучиваться?

– Я получил отличное музыкальное образование в Мюнхене, начал работать, у меня был ангажемент в Саарбрюкене. Но с голосом что-то происходило – он был неправдоподобно бледным и маленьким, функционировал совсем не так, как мне бы хотелось, и явно не на полную мощность. А поскольку именно голос, и я это чувствовал, должен был стать моим основным профессиональным оружием, нужно было срочно искать какое-то средство настроить его и улучшить. Тогда я нашел в городе Трир очень пожилого педагога – Майкла Роудса, который показал мне совсем другую технику. Я брал у него частные уроки, которые до сих пор считаю самой важной вехой в моем образовании.

– Больше не работаете с педагогами?

– Давно не работаю – лет десять как. Роудс сделал для меня большое и важное дело, дальше работаю только самостоятельно.

– В промежутке между Вагнером в Нью-Йорке и Петербурге вам удавалось думать о чем-то еще? Музыка Вагнера ведь так деспотична.

– Да, она захватывает сильно, но это не касается моего рабочего графика. Я могу одновременно готовить несколько программ – сочетать веристов с Малером и Вагнером. Или даже с Бетховеном. У меня только что был «Фиделио» в Валенсии, и впереди эта же опера в Мюнхене. Запись «Тоски» в Лондоне, сольный вечер с новой программой в Баварской опере. Но я понимаю, о чем вы говорите, стилистически реально трудно переключаться с веристов на Вагнера, даже особенно на Вагнера, но думать одновременно о нескольких проектах, «быть» в разном материале – это не проблема для меня.

– Вас считают одним из самых уживчивых в современной режиссуре певцов. Никогда не отказываетесь от спектакля на том основании, что вас не устраивает постановка. Неужели все нравится?

– Бывает, что какие-то толковые постановки мне действительно нравятся. Но я не рассуждаю обычно по принципу «нравится – не нравится», мне важно, подходит ли режиссура к музыке или не подходит. Я всегда тщательно изучаю идеи режиссера, мне это действительно очень интересно. И я однозначно сторонник режиссерского театра в опере. Но не знающих хорошо партитуру постановщиков-новичков сильно зашкаливает. Они предлагают бессмысленные идеи, требуют их неукоснительного исполнения. Со мной это не проходит, я останусь в постановке, но делать их чепухи не стану, что-то свое спонтанно придумаю.

– «Тоску» Люка Бонди, которая оскандалилась сначала в Нью-Йорке, потом в Мюнхене и Милане, принимаете?

– Нет, постановка совершенно не подходит ни к музыке Пуччини, ни к либретто Джакозы и Иллики.

– Но вы не выглядели наигранно довольным, стоя рядом на сцене с этим театральным патриархом на открытии прошлогоднего Мюнхенского фестиваля.

– Я ни капли не сомневаюсь в таланте господина Бонди и являюсь поклонником многих его работ на драматической сцене, и эта постановка «Тоски» с крематорием для жертв массовых репрессий и намеками на концентрационный лагерь сама по себе интересная. Мне было бы почти комфортно в ней играть, если бы не музыка, которая настойчиво вела в Рим XIX века, и ничего с этим не поделаешь. С веристами почти всегда так. С «Тоской» точно нужно возвращать сюжет в ту эпоху, в которую его поместил композитор.

– А «Лоэнгрин» Нойенфельса в Байройте? Старожилы фестиваля кричали «бу».

– О, это замечательная продукция. Провокационная музыка Вагнера встречается с не менее провокационным сценическим решением. Получается феерический результат.

– То есть месседж Нойенфельса в провокации ради провокации, как и у Вагнера?

– Что-то вроде того. В спектакле полно раздражающих глаз моментов – мультик про крысиную генетику, мониторы, сами эти крысы, противостояние лебединых королев, гроб посреди брачной постели, но все это в полном ладу с партитурой Вагнера, которую, кстати, роскошно продирижировал Андрис Нелсон.

– Как продвигается дело с освоением русского репертуара? Вы, кажется, обещали фрау Меркель выучить русский язык?

– Все идет по плану. Как только выучу русский, заговорю на нем, сразу спою Ленского и Германа.

– Даже при том, что Ленский и Герман говорили по-немецки, может, лучше, чем по-русски, так как один из «Германии туманной привез учености плоды», а второй и вовсе немцем был?

– Это забавно узнать про пушкинских героев, но у меня свой принцип – не пою на незнакомом языке. Заговорю – запою. Очень скоро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1134
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
696
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1361
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1348

Другие новости