Юрий Любимов, грозный и решительный.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В субботу стало известно о намерении Юрия Любимова покинуть руководящий пост в Театре на Таганке. В воскресенье по возвращении театральной труппы с гастролей из Чехии художественный руководитель театра подтвердил свое решение.
Юрий Любимов уходит из Театра на Таганке. Об этом новостные ленты сообщили в субботу. Любимов и раньше заявлял об уходе из основанного им театра – в декабре 2010 года. Тогда он пояснил свое решение тем, что его вынуждают лично вести хозяйственные дела. Сейчас конфликт возник между художественным руководителем и актерами во время гастролей в Чехии, где театр показывал легендарный спектакль «Добрый человек из Сезуана». Труппа отказалась играть генеральную репетицию и потребовала гонорары, что само по себе нонсенс.
Сейчас в Москве проходит Чеховский фестиваль, и никому из артистов в голову не приходит требовать дополнительные деньги за репетиционный прогон. Любимов заплатил, видимо, чтобы не нанести большой урон национальному имиджу, чтобы не выносить сор из избы: на репетицию собралось немало студентов и профессура из чешских театральных вузов, журналисты. Однако по возвращении из Чехии Любимов подтвердил решение оставить театр.
Можно сколько угодно долго вспоминать авторитарную, буквально деспотичную манеру управления и ставить ее режиссеру в вину. Любимов действительно известный диктатор и таковым был всегда. Можно присовокупить недовольство его супругой, Каталин Любимовой, которая активно, напористо и даже грубо стремилась участвовать во внутренних делах театра. И здесь своя правда есть. Любимова обладает крутым характером, что не секрет.
Вместе с тем все-таки жаль, что Любимов уходит. С режиссером, которому скоро исполнится 94 года, связана вся деятельность Театра на Таганке. И как художественного руководителя вряд ли Любимова можно упрекнуть в несостоятельности. Он поставил около 50 спектаклей, и многие из них оставили яркий след в театральной истории вообще. Да и администратор он весьма сведущий. Это ему принадлежит инициатива перейти на более гибкую и стимулирующую систему взаимодействия театра и актера – систему контрактов, которой живет Европа. В самом деле, это вполне отвечает духу времени и содержит в себе большое рациональное зерно. Зачем руководителю артист, который пожизненно болтается на балансе театра, хотя, может быть, давно и выработал рабочий ресурс. В сентябре, когда Дмитрий Медведев встречался с театральной общественностью, он обещал выбрать такой «Юрьев день» и дать ход контрактам. Вот и ждем мы его, того дня. Главное, чтобы не напрасно. Потому что Любимов тоже ждал обещанной помощи от наших властей предержащих.
Однако где она, эта помощь? Ведь в самом деле, настань этот «Юрьев день», и, сдается, на качестве актерской игры, актерского мастерства и вообще на жизни российского театра он скажется самым что ни на есть прямым образом. Хотя если за оправданную модернизацию системы приходится заплатить уходом человека, и человека неслучайного, то плата, конечно, получается очень большая и горькая.