0
1891
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2011 00:00:00

Страсти, естественно, накаляются

Тэги: музыка, конкурс, чайковский


музыка, конкурс, чайковский Вдохновение конкурсанта.
Фото Александра Иванова

Подошел к концу первый тур состязаний Международного конкурса имени Чайковского. Результаты виолончелистов известны, имена пианистов будут известны, когда этот номер «НГ» уйдет в печать.

Интересно, что во второй тур по специальности «Виолончель» прошли только два россиянина, оба – победители Всероссийского музыкального конкурса, который Министерство культуры мыслит как «ауфтакт» к Конкурсу имени Чайковского. Болеем за Александра Рамма из Москвы и Алексея Жилина из Санкт-Петербурга – по неофициальной информации «НГ», осенью на всероссийском жюри готово было обоим дать первую премию, но регламент не позволил (и победил Рамм). Может быть, теперь кто-то возьмет реванш?

Пока шли прослушивания пианистов – дважды в день, в 13 и 19 часов, – у обозревателя «НГ» было достаточно времени, чтобы изучить буклет (внушительных размеров талмуд). Впечатляет список ангажементов: четыре страницы мелким шрифтом! Среди них – около тридцати концертов в Соединенных Штатах и только пять в России – с жалкой пометочкой «остальные будут опубликованы на сайте конкурса» (до сих пор отсутствуют). Правда, в интервью телеканалу «Культура» Валерий Гергиев сказал, что не совсем представляет, как молодой музыкант сможет этот график осилить. И, возможно, ему придется разговаривать с самим победителем, его педагогами или родителями, чтобы разрядить слишком плотные гастроли. Гергиев привел пример: его вторая в жизни премьера прошла уже в Мариинском театре, это была опера «Война и мир» – он, совсем молодой дирижер, готовился полгода, оставив в стороне все остальное.

А вот две статьи буклета, честно говоря, озадачивают: одна из них посвящена конкурсу, другая – Петру Ильичу Чайковскому, обе написаны под одним углом – как крепко связаны Москва и Санкт-Петербург и в истории соревнования, и в жизни композитора, чье имя оно носит. Вывод напрашивается сам собой: постепенно и, главное, доказательно нам внедряют мысль, что у разделения конкурса на два города есть исторические основания и что нынешний случай – не разовый. Статьи анонимные: у авторов рука не поднялась подписаться?

Теперь об интернет-трансляции: она роскошная, ничего не скажешь. В самом начале у пианистов, правда, зависла (и до сих пор не выложен архив за первый день), но это частности. Обозреватель «НГ» честно протестировала этот способ «посещения» конкурса. Программа для просмотра устанавливается мгновенно, несколько камер в зале позволяют видеть лицо, руки исполнителя, зал, жюри. И самое главное – отличный звук. Настолько, что иногда, кажется, даже приукрашивает реальность.

Безусловно, радует невероятное количество зрителей в Большом зале. Обычно слушатели прибавляются по нарастающей. Обозреватель «НГ» исправно посещал Конкурс имени Чайковского начиная с десятого. Картина обычно была такая: на утренних прослушиваниях первого тура обычно тихо дремлют в партере немногочисленные любители, нервничают родственники, в редких случаях – когда играет студент или выпускник Московской консерватории – наполняется амфитеатр; во втором туре зал заполнен, на третьем – аншлаг. Сейчас же зал забит на 80–90% уже на первом туре, на третий, говорят, билетов уже нет в продаже (про сумасшедшую очередь в кассы мы уже писали).

И, наконец, о фаворитах. Стоит сказать, что уровень конкурса, безусловно, высокий. Текст никто не теряет, не спотыкается (а ведь было и такое), ремеслом владеет каждый. Остаются, конечно, вопросы к отборочному жюри: за бортом остались концертирующие пианисты, а в первый тур выходит талантливая, но совсем неопытная ученица ЦМШ Екатерина Рыбина (жуткое волнение сказалось на ее выступлении). Бросается в глаза и количество участников – учеников членов отборочной комиссии и членов жюри: в общей сложности восемь из двадцати девяти. Это совсем не значит, что музыканты не достойны участия в конкурсе или прошли «по блату», но статистика есть статистика. Вот таким образом оргкомитет поборол «мафиозную профессуру Московской консерватории». Причем очень хитро: предполагалось, что в жюри войдут только концертирующие музыканты, у которых якобы нет учеников. Но не вышло. И ни с кого не спросишь – в регламенте это не прописано. Впрочем, своего добились. С точки зрения мафиозной Москвы все кристально чисто: ни одного ученика члена жюри Михаила Воскресенского, а из студентов профессора Доренского в первом туре играют всего двое. Против трех учеников Дмитрия Алексеева и одного – Евгения Королева (члены жюри).

Исключая последний день прослушиваний пианистов, автор этих строк выделит, пожалуй, троих. Это как раз студент Сергея Доренского (и ученик Киры Шашкиной в ЦМШ) Филипп Копачевский (21 год), выпускник Гнесинской школы и студент Кливлендского института музыки, лауреат Третьей премии Конкурса имени Шопена в Варшаве Даниил Трифонов (20 лет) и, пожалуй, лауреат Третьей премии прошлого Конкурса имени Чайковского Александр Лубянцев (24 года). В их игре чувствуется уже не просто ремесло, но мастерство, безупречное владение инструментом и – личность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1223
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
772
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
539
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
774

Другие новости