0
1161
Газета Культура Интернет-версия

10.06.2011 00:00:00

Упражняясь в прекрасном

Тэги: кинофестиваль, кинотавр


кинофестиваль, кинотавр Большой экран сочинского Зимнего театра отражает старания разношерстных участников состязания.
Фото Михаила Мордасова/PhotoXPress.ru

Двигаясь вперед, к финишной планке, «Кинотавр» в конкурсных и особенно в неконкурсных программах множит экранизации. Они отвлекают от чересчур разношерстных участников состязания, правда, иногда всерьез заставляя задуматься о том, что слово печатное на экран перенести – не реку вброд перейти.

Фестиваль в Сочи определенно отличается от прочих заграничных собратьев. Хотя и он любит покрасоваться нарядами, тут гламур какой-то другой – помельче, поспокойнее. Он будто рассеян между людьми, глядящими на мир просто и о вечерних туалетах не помышляющими вовсе. Так что в зале обычно на человек двадцать приходится одна девица с ажурным декольте. Все-таки здесь ленивая курортная атмосфера подчиняет себе, укрепляя в желании даже для торжественных случаев одеваться незатейливо и удобно.

В Сочи случаются и курьезы, которыми не так богаты другие киносмотры. Например, охранники в Зимнем театре взяли себе моду держать зрителя у входа как можно дольше. И на вопрос «Нельзя ли пройти?» решительно отвечать «Нет, не положено». – «А в туалет?» – «В туалет тем более не положено», – говорят они без тени улыбки.

Так же без улыбки ты смотришь на «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова, на эту историю одних гастролей. Начинаются они с поезда, с купе. По российской стороне, по ее глубинке возят пьесу на четырех актеров. Звездный, прославленный герой (Гоша Куценко), два его товарища (Виктор Шамиров, Константин Юшкевич), у каждого из которых свой кризис. И девушка-инженю (Ксения Радченко), нежданно прибывшая на замену бывалой красотки. Вслед за «Квартетом И» Шамиров делает разговорную комедию. Только шутит по большей части неловко, рассуждая о прекрасном, поделив фильм на 11 коротких зарисовок из бытового закулисья. Но публика в зале под вечер желает смеяться, и шутки, не всегда остроумные, проносятся по рядам веселым гулом.

А ты все равно не улыбаешься – видя, как очередной конкурсант на экране разворачивает текст Бунина. Фильм «Суходол» Александры Стреляной. Обычно про бунинский рассказ говорят, что это семейная хроника столбовых дворян Хрущевых. В сущности, так и есть, если уложить содержание в одну строчку. Помнится, о стремлении режиссера уложить содержание в полтора-два часа экранного времени точно сказал Иоселиани. Он искренне подивился этой великой самонадеянности кинематографиста. Этой уверенности, что можно перетолмачить классическое произведение (другие экранизируются реже), где слова складываются в бесконечно сложную структуру образов и смыслов, и сократить его, ничего не упустив, сохранив там автора.

Если пройтись по истории экранизаций, то удачных окажется не так уж много. Если говорить о Бунине, то и вовсе мало. У него (и в «Суходоле» тоже) диалоги поражают своей скупостью, и сопряженность слова такая, что перевести эту плотность в язык киносимвола не то чтобы невозможно, но крайне затруднительно. В бунинском нет случайного, и отчуждать здесь – задача почти обреченная. Вот и выходит у Стреляной громоздкая стилизация, где понапичкано фольклорного. Где оператор Александр Демьяненко старательно подбирает сумеречную палитру, которая в дополнение к ряженым в историческое платье хоть как-то бы указывала, что мы в отдаленном прошлом. А Бунин рвется, идет клоками. И даже его отголоскам трудновато пробиться сквозь звук слишком современный, каким озвучены наши новые фильмы. Тут не получается вневременного звучания, нет той естественности, что привлекает у Бакура Бакурадзе.

Зато на киносмотре есть другие, более близкие к литературной основе экранизации. Они собраны в программе «Ленинградское кино как история экранизаций» и объединены одним лейтмотивом, который лучше всего отразил Андрей Белый. «Петербургские улицы обладают несомненнейшим свойством: превращают в тени прохожих; тени же петербургские улицы превращают в людей». Программа дает редкую возможность увидеть на большом экране «Драму из старинной жизни» Ильи Авербаха (по Лескову), «Ведьму» Александра Абрамова (по Чехову) или «Большую семью» (по «Журбиным» Кочеткова).

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3181
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3551
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2593
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4577

Другие новости