0
1143
Газета Культура Интернет-версия

10.06.2011 00:00:00

Упражняясь в прекрасном

Тэги: кинофестиваль, кинотавр


кинофестиваль, кинотавр Большой экран сочинского Зимнего театра отражает старания разношерстных участников состязания.
Фото Михаила Мордасова/PhotoXPress.ru

Двигаясь вперед, к финишной планке, «Кинотавр» в конкурсных и особенно в неконкурсных программах множит экранизации. Они отвлекают от чересчур разношерстных участников состязания, правда, иногда всерьез заставляя задуматься о том, что слово печатное на экран перенести – не реку вброд перейти.

Фестиваль в Сочи определенно отличается от прочих заграничных собратьев. Хотя и он любит покрасоваться нарядами, тут гламур какой-то другой – помельче, поспокойнее. Он будто рассеян между людьми, глядящими на мир просто и о вечерних туалетах не помышляющими вовсе. Так что в зале обычно на человек двадцать приходится одна девица с ажурным декольте. Все-таки здесь ленивая курортная атмосфера подчиняет себе, укрепляя в желании даже для торжественных случаев одеваться незатейливо и удобно.

В Сочи случаются и курьезы, которыми не так богаты другие киносмотры. Например, охранники в Зимнем театре взяли себе моду держать зрителя у входа как можно дольше. И на вопрос «Нельзя ли пройти?» решительно отвечать «Нет, не положено». – «А в туалет?» – «В туалет тем более не положено», – говорят они без тени улыбки.

Так же без улыбки ты смотришь на «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова, на эту историю одних гастролей. Начинаются они с поезда, с купе. По российской стороне, по ее глубинке возят пьесу на четырех актеров. Звездный, прославленный герой (Гоша Куценко), два его товарища (Виктор Шамиров, Константин Юшкевич), у каждого из которых свой кризис. И девушка-инженю (Ксения Радченко), нежданно прибывшая на замену бывалой красотки. Вслед за «Квартетом И» Шамиров делает разговорную комедию. Только шутит по большей части неловко, рассуждая о прекрасном, поделив фильм на 11 коротких зарисовок из бытового закулисья. Но публика в зале под вечер желает смеяться, и шутки, не всегда остроумные, проносятся по рядам веселым гулом.

А ты все равно не улыбаешься – видя, как очередной конкурсант на экране разворачивает текст Бунина. Фильм «Суходол» Александры Стреляной. Обычно про бунинский рассказ говорят, что это семейная хроника столбовых дворян Хрущевых. В сущности, так и есть, если уложить содержание в одну строчку. Помнится, о стремлении режиссера уложить содержание в полтора-два часа экранного времени точно сказал Иоселиани. Он искренне подивился этой великой самонадеянности кинематографиста. Этой уверенности, что можно перетолмачить классическое произведение (другие экранизируются реже), где слова складываются в бесконечно сложную структуру образов и смыслов, и сократить его, ничего не упустив, сохранив там автора.

Если пройтись по истории экранизаций, то удачных окажется не так уж много. Если говорить о Бунине, то и вовсе мало. У него (и в «Суходоле» тоже) диалоги поражают своей скупостью, и сопряженность слова такая, что перевести эту плотность в язык киносимвола не то чтобы невозможно, но крайне затруднительно. В бунинском нет случайного, и отчуждать здесь – задача почти обреченная. Вот и выходит у Стреляной громоздкая стилизация, где понапичкано фольклорного. Где оператор Александр Демьяненко старательно подбирает сумеречную палитру, которая в дополнение к ряженым в историческое платье хоть как-то бы указывала, что мы в отдаленном прошлом. А Бунин рвется, идет клоками. И даже его отголоскам трудновато пробиться сквозь звук слишком современный, каким озвучены наши новые фильмы. Тут не получается вневременного звучания, нет той естественности, что привлекает у Бакура Бакурадзе.

Зато на киносмотре есть другие, более близкие к литературной основе экранизации. Они собраны в программе «Ленинградское кино как история экранизаций» и объединены одним лейтмотивом, который лучше всего отразил Андрей Белый. «Петербургские улицы обладают несомненнейшим свойством: превращают в тени прохожих; тени же петербургские улицы превращают в людей». Программа дает редкую возможность увидеть на большом экране «Драму из старинной жизни» Ильи Авербаха (по Лескову), «Ведьму» Александра Абрамова (по Чехову) или «Большую семью» (по «Журбиным» Кочеткова).

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1380
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
885
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1591
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1222

Другие новости