Первые гастроли загадочного для нашей публики оркестра Княжества Монако укрепили именами солиста и дирижера: Скрипичный концерт Чайковского сыграл скрипач Джошуа Белл, а за пультом стоял дирижер Роберто Аббадо – из той же музыкальной династии, что Клаудио и Маурицио.
Самое удивительное, что гастрольный тур посвящен десятилетнему юбилею Общества друзей оркестра. Ощущение, будто зал и сцену разделяет целая планета – даже представить, что у какого-нибудь из наших оркестров может быть общество каких-то других кроме президента и премьера друзей (то есть физлиц), невероятно. У одного, правда, было (и то друзья большей частью иностранные), но уже, кажется, сплыло.
Планировалось, что юбилейными концертами в России будет дирижировать Яков Крейцберг (выходец из России, ученик Ильи Мусина и брат Семена Бычкова), но в марте этого года он скончался. Тогда пригласили Роберто Аббадо, и тот, конечно, согласился. С Крейцбергом он лично знаком не был, но – как сказал маэстро на небольшом брифинге перед концертом – однажды в Мюнхене слышал его интерпретацию Шестой симфонии Шостаковича и был впечатлен. Затем деликатно ответил на слегка бестактные вопросы о принадлежности известной фамилии (с ней родился и на нее не сетует), сказал, что в азартные игры не играет (один из предков промотал состояние), и пошел готовиться к концерту.
Джошуа Белл тоже заглянул на несколько минут: переезд из Санкт-Петербурга, где накануне сыграли ту же программу, был непростым, к тому же перед любым концертом он очень волнуется. Даже несмотря на то, что концерт Чайковского играет с 13 лет. А в руках – скрипка Страдивари, которая (это уже от себя добавим) зазвучит в любых условиях. Сам же скрипач относительно инструмента сказал, что во время гастролей и смены климатического пояса никогда не знает, чего от Страдивари ожидать, – ведь это живой организм.
В Москве, стоит признать, скрипка звучала чудесно – с первых нот концерта Чайковского можно было наслаждаться этим потрясающим инструментом, его мягким, теплым, пластичным звуком. В пресс-релизе этот скрипичный концерт в программе был подан в том числе и как ауфтакт к Конкурсу имени Чайковского (обязательное сочинение в финале). Боюсь, для Москвы эти слова могут восприниматься как издевка – мы-то не услышим ни финала, ни других туров, скрипачей у Москвы бессовестно отняли вместе с вокалистами. Кстати, безо всякого на то повода – в то время как верстался этот номер, в Большом зале Консерватории (который якобы могут не отреставрировать к июню) благополучно вручали дипломы выпускникам. Кстати, не факт, что игру Джошуа Белла могли бы выдвинуть на первую премию (если уж продолжить ассоциации с конкурсом), – его интерпретация была слишком оригинальна. Скрипач и дирижер неожиданно обнажили в концерте Чайковского черты классического стиля – даже не бетховенского, а скорее гайдновского. Детальные штрихи (близкие к тому, как играют «аутентисты»), приподнятая репрезентативная манера вдруг отправили слушателя в путешествие по времени – причем довольно убедительное. Тем интереснее.