0
8720
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2011 00:00:00

Скандальные скульптуры Айдан Салаховой

Тэги: венеция, биеннале, выставка, скандал, ислам


На Венецианской биеннале современного искусства продолжает развиваться неоднозначная ситуация с работами художницы Айдан Салаховой, выставленными в Национальном павильоне Азербайджана. Несколько ее произведений подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева и были закрыты для просмотра. Теперь эти работы решено вовсе удалить из павильона. Мировая арт-общественность уже заговорила о факте политической цензуры в области искусства.

Ильхам Алиев с официальной делегацией посетил открытие Национального павильона Азербайджана 1 июня. Как сообщил «НГ» источник, присутствовавший в павильоне во время правительственного визита, президенту не понравились две скульптуры и несколько графических работ Салаховой.

Скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в черное мусульманскую женщину, вызвала критику в связи с тем, что светское государство Азербайджан не должно быть представлено на международной выставке мусульманским искусством. Еще один объект под названием «Черный камень», интерпретирующий в вольной форме образ священного для мусульман Черного камня в Мекке, назван оскорбляющим ислам. То же самое относится и к работам на бумаге, которые демонстрируют сексуальные образы в контексте религии. Например, женщина, держащая минарет, отчасти напоминающий фаллический символ. Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны.

Скульптуры были накрыты белой тканью, павильон скандал не афишировал, а объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию. Однако вчера появилось официальное сообщение куратора азербайджанского павильона Берал Мадры, в котором было объявлено об удалении скульптур Салаховой из экспозиции.

Куратор сообщила, что она сама, Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев в течение минувших дней вели переговоры с властями, пытаясь объяснить, что «удаление скульптур будет означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Организаторы предложили оставить работы, а в экспликации к ним уточнить, что образы являются интерпретацией художника, которую власти не признают, однако получили отказ. Все работы в азербайджанском павильоне были рассмотрены в подробностях на совещаниях в Баку и Венеции. Произведения Салаховой из серии «Предназначение» подробно описаны в каталоге и показаны на веб-сайте биеннале.

Случившееся, безусловно, станет одной из главных новостей Биеннале, которая является признанной платформой для самых смелых экспериментов в искусстве. То, что цензура со стороны властей проникает даже на эту важнейшую мировую площадку, говорит не только о проблемах внутри отдельно взятого государства, но и об общих тенденциях во взаимоотношениях политики и арт-мира. С одной стороны, власти пытаются использовать современное искусство для поднятия престижа своих стран, с другой – пытаются контролировать творческий процесс, внося политические коррективы. Российский опыт добавляет свою лепту в эту копилку – достаточно вспомнить ставшие уже классическими примерами выезд в Париж выставки «Соц-арт» или суд над Сумодуровым и Ерофеевым. Так что, резюмировала Берал Мадра, «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».

Венеция–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1146
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1119
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1951
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2839

Другие новости