0
1176
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2011 00:00:00

Ни шатко ни валко

Тэги: москва, музыка, фестиваль


Шестой фестиваль симфонических оркестров мира начался в Колонном зале. В этом году в Москве выступят коллективы из Восточной Европы.

К шестому разу запал у организаторов и публики угас. Сегодня с восхищением вспоминаются программы первых фестивалей, когда выступали на самом деле лучшие оркестры и дирижеры. Только или бюджет заметно сократили, или авторитет на Западе так и не заработали, но программы из года в год становятся все беднее. Если раньше фестиваль мог позиционировать себя как смотр лучшего (так и было), то теперь это скорее возможность просто услышать разные оркестры. В прошлом году убедились, что в Азии все в порядке, в этом – узнаем, как дела у соседей с запада. Все это говорит о неграмотном менеджменте: очевидно, что продумывали не концепцию, а действовали по принципу «Так, кого в этом году позовем?».

Не знаю, на какой стадии были остановлены переговоры, но оркестр Цюрихской оперы до Москвы так и не добрался. По крайней мере пока. Что ж, будем знакомиться с соседями. А в качестве нововведения решили озаботиться президентским курсом – «на детей»: в каждом концерте будут участвовать стипендиаты Благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Фестиваль стартовал концертом Румынского филармонического оркестра (дирижер Хория Андрееску): Первая симфония Бетховена, музыкой не претендующая на пафосное открытие, все же должна была дать импульс и зарядить светлой тональностью. Но с первых нот у музыкантов не получилось воплотить необходимую легкость и стройность, то тут, то там «зевали» оркестранты, то тут, то там всплывали обидные для такой прозрачной музыки фальшсозвучия. Не хватило простого, но основного: классической исполнительской изящности. Публика опять пугала откровенными аплодисментами после каждой части, а ведь в зале было очень мало тех, кто обычно этим грешит – представителей среднего возраста среднего класса: контингент одновременно помолодел и постарел, но остался непросвещенным. Мировую классику в каждом концерте будут дополнять сочинениями народных (для каждого коллектива) авторов. На этот раз были Вторая симфония Энеску, где ярко проявились сильные стороны оркестра, и бисовая пьеса «Хора стаккато» Динику в исполнении трубачки Светланы Асташкиной. Эта обязательная и очень милая часть программы (конечно, дети в этом фонде очень талантливые) придала необходимую восторженность концерту-открытию.

Рекомендуем сегодняшний концерт Чешского филармонического оркестра и дирижера Пинхаса Штейнберга. В программе – шесть симфонических поэм Сметаны, объединенных заголовком «Моя родина». Популярна из них лишь одна – «Влтава», ею часто и ограничиваются дирижеры; итак, есть шанс услышать цикл полностью.

Досадно, что с оркестром Sinfonia Varsovia не приедет главный дирижер Марк Минковский. За пульт встанет композитор Кшиштоф Пендерецкий (худрук оркестра), а в программе, разумеется, будет его музыка – Пятая симфония. Что поделать, любят у нас наверху композитора Пендерецкого, гораздо больше, чем «внизу», заметим. На фестивале, который позиционирует себя как смотр оркестров, был бы куда уместнее дирижер экстра-класса Минковский. Нам же вновь предлагают эрзац. К тому же Пендерецкий выступит в Кремле и будет в жюри Конкурса имени Чайковского – и все это в июне. Не слишком ли? Во втором отделении – Шестая симфония Шостаковича и «Пеццо каприччиозо» Чайковского с виолончелисткой Анастасией Кобекиной (10 июня).

Россию на фестивале представит Объединенный симфонический оркестр Саратова под управлением Юрия Кочнева с амбициозной программой из «Манфреда» Чайковского, сюиты из оперы «Сказание о невидимом Граде Китеже» Римского-Корсакова, «Скифской сюиты» Прокофьева и Концерта для гобоя с оркестром Мартину (солист Артемий Чолокян). До сих пор региональные оркестры оправдывали приглашение в столицу (на первом фестивале Новосибирским филармоническим дирижировал Арнольд Кац, это были его последние гастроли в столицу), будем надеяться, не подведет и Саратов (9 июня). Завершит фестиваль Национальный филармонический оркестр России и Владимир Спиваков. Третий фортепианный концерт (солист Александр Романовский), «Симфонические танцы» и «Вокализ» Рахманинова – хиты, что тут еще скажешь (12 июня).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1123
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
996
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1183
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1123

Другие новости