Наши открываются. Российский павильон в садах Джардини.
Фото автора
В Венеции стартовала 54-я биеннале современного искусства, объединившая 89 стран, несколько сотен художников и десятки тысяч любителей искусства. Первые три дня были отданы специалистам – арт-критикам, журналистам, кураторам. С минувших выходных и вплоть до конца ноября главная в мире выставка искусства открыта для всех желающих.
Фотографы говорят: надо снимать либо то, что еще никто не снимал, либо так, как никто не снимал. Похоже, что это утверждение подходит и к современному искусству, ибо количество последнего увеличивается, а вот качество – зависит... И если главный кураторский проект швейцарки Биче Куригер вызывает споры, то национальные павильоны интересны именно своим разнообразием. Тем более что тема нынешней биеннале звучит как ILLUMInations, сочетая в себе чисто художественную проблему «света» и эти самые «нации».
Последнее в условиях глобализации изначально выглядело как вызов. Биче Куригер задалась вопросом: сохраняется ли национальная идентичность в мире искусства или арт-сообщество давно можно рассматривать как своеобразную отдельную нацию? Чтобы не быть голословной, провела опрос среди 83 художников, участвующих в основном проекте. Ответ был практически однозначным – ни о каком единстве в мире искусстве и речи быть не может.
Может быть, поэтому основной проект получился таким неясным и многих разочаровал. Спорили: то ли куратору не хватило смелости, то ли опыта больших экспозиций, то ли просто такой взгляд на мир искусства в потоке глобальной информации кажется немного провинциальным. В условиях последних политических катастроф мирный и даже милый кураторский проект выглядит совершенно оторванным от реальности. Здесь почти нет ни политики, ни социально острых тем, ни чего-то вообще заставляющего крепко думать. Зато много занятных игрушек, веселых находок и просто декоративных работ, под которые, конечно, критик с фантазией может подтянуть любую интерпретацию. И, может быть, во многом поэтому следующий в Арсенале прямо за основным проектом павильон Италии ударяет мощной волной – вот там-то как раз полно и политики, и религии, и социально-общественных комплексов. А наградили, кстати, на торжественном открытии в пятницу затею, которая вызвала единодушный восторг у зрителей, – проект американца Кристиана Марклея «Часы». Как раз тот, который в Москве показывал в феврале–апреле «Гараж».
Не вполне удался и другой эксперимент куратора – использование в основном проекте трех полотен Тинторетто из галереи Академии и церкви Сан Джорджио Маджоре. Само то, что Биче Куригер выбрала для рассмотрения чисто художественный, глубоко уходящий в основу искусства аспект – свет, – заслуживает уважения. Свет, создающий произведение искусства, свет, его разрушающий, свет как предмет исследования, свет как источник вдохновения... Но мощь классического Тинторетто, напоминающего о дерзком эксперименте четырехвековой давности, вчистую выигрывает у соседствующего с ним современного искусства (во всяком случае, у того, что выбрала куратор).
К куратору вообще много вопрсов. Почему она не использовала возможности потрясающего по своей архитектуре здания Арсенала. Так и остается неясным ее выбор художников, в частности – Анны Титовой из России, работа которой (ширма с прозрачными цветными панелями) проблему света, конечно, затрагивает, но ничего новаторского не несет.
Российский павильон торжественно открылся в четверг. Его куратор Борис Гройс, сделавший из творчества Андрея Монастырского понятный западному зрителю проект, уже негласно получил пощечины от журналистов. За якобы слишком субъективно-кураторский подход и тотальное внедрение в мир художника. Не без консультаций с самим художником Гройс разработал всю экспозицию, придумал название – «Пустые зоны», фактически слепил связный логичный проект из обширного творчества Монастырского и группы «Коллективные действия». Сам же Гройс так описал «НГ» свою концепцию: «В экспозиции – четыре пространства, в которых функционирует практически любой художник. Городское пространство (в данном случае позднесоветская Москва), социально-политическое, которое содержит в себе определенную угрозу, пространство собственно работы художественного круга и пространство медиальное, где всегда возникают напряжение и индивидуальное высказывание. Эстетика Монастырского – минималистско-концептуалистская, черно-белая, конструктивистская. Это язык современного искусства, язык форм, который быстро усваивается». Недаром в Центральном зале деревянные нары выставлены вместе с настоящими венецианскими сваями.
Приехавшему на открытие министру культуры РФ Александру Авдееву павильон понравился. «Центральная инсталляция отражает и место, и время, и среду, и состояние мозгов, и еще достаточную совковость, которая есть у нас, – поделился он с «НГ». – Этим набором четко, компактно и элегантно отражена наша сегодняшняя морально-этическая ситуация». Хорошо, что эта ситуация министра вполне устраивает, а то, например, дружественному нам павильону Азербайджана повезло меньше. Президент Ильхам Алиев, посетивший открытие, остался недоволен встречающими прямо в начале экспозиции скульптурами Айдан Салаховой из ее очень сильной и неоднозначной мусульманской серии. Скульптуры немедленно завесили белым, а на следующий день сотрудники павильона рассказывали, что работы находятся на вынужденной реконструкции в связи с повреждениями.
Подробнее об этих работах Салаховой, других национальных проектах, а также о том, почему главный приз биеннале достался павильону Германии, читайте в «НГ» в пятницу.
Венеция