Из двух зол Михаил Левитин выбрал меньшее.
Фото Антона Белицкого/PhotoXPress.ru
Если бы отношения московских театров или хотя бы их руководителей с московским же Департаментом культуры принято было рассматривать в батальном жанре, новости, приходящие в последние дни из театра «Эрмитаж», расположенного в одноименном саду в центре столицы, следовало бы квалифицировать как победу, одержанную в результате изматывающих противника боев.
Но у нас считается, что во всяком ведомстве и всякий руководитель, в том числе столичный Департамент культуры и его руководитель Сергей Худяков, думают лишь о благе подведомственных учреждений. В таком случае все произошедшее с театром «Эрмитаж» следует назвать просто странной историей.
Полтора месяца назад Департамент культуры Москвы объявил о необходимости срочных противоаварийных работ в театре «Эрмитаж» и потребовал от театра немедленного освобождения помещений. Театр объявил афишу на май, однако последний спектакль сыграл 29 апреля. Худрук театра Михаил Левитин, а с ним и актеры пытались сопротивляться, однако аварийное состояние здания, конечно, не шутка. А на днях появилась информация: столичные власти выделяют на противоаварийные работы в здании московского театра «Эрмитаж» 266 млн. руб., к марту 2013 года ремонт планируется завершить. Об этом Интерфаксу сообщил источник в городской администрации. Тендерный комитет столицы объявил открытый аукцион на выполнение аварийно-восстановительных работ, победитель и окончательная цена лота станут известны 3 июня. А на минувшей неделе Левитин провел сбор труппы в соседнем с «Эрмитажем» театре «Новая опера» и торжественно объявил: «Департамент культуры Москвы и руководитель департамента Сергей Худяков были вынуждены согласиться со мной в том, что проект реконструкции театра, утвержденный московскими властями, ставит под угрозу само существование театра – и как структуры, и как здания». Объявленный тендер не состоится, театр возвращается из отпуска в августе и начнет играть спектакли на малой сцене, как и предполагалось с самого начала. Официальная версия – принятый было проект удалось отменить благодаря специально и спешно созданному при Союзе театральных деятелей Общественному совету, в который вошли помимо Табакова Александр Калягин, Валерий Фокин, Евгений Миронов и другие, все как один – тяжелая артиллерия Всероссийского театрального общества. Проект, который предполагалось воплотить в жизнь, утверждает Левитин, готовился без участия театра, и, например, единственную балку, на которой сегодня держится крыша и которая, единственная, помнит первые шаги Художественного театра, по первоначальному проекту планировали поменять на железобетонное перекрытие.
Позицию Левитина, его реакцию на предложенные ему противоаварийные работы можно было бы назвать слишком эмоциональной, если бы в обозримом прошлом театра не было попыток почти рейдерского захвата здания в лихие 90-е, угроз физической расправы самому худруку, голодовок актеров и ночных бдений в стенах театра. Отсюда – сомнения: не выйдет ли так, что ремонтировать начнут сегодня театр, а отремонтируют – и театру в этом здании не будет места. Красноречивый пример – под боком: Щукинскую сцену, которую дореволюционный владелец сада «Эрмитаж» задумывал как самую большую в городе площадку, но так и не успел построить, не раз за последние годы обещали отдать молодым режиссерам для самых разных экспериментов. Но отдавали каждый раз под ночные клубы, при последних владельцах, когда там обитал клуб «Дягилев», случился пожар, практически уничтоживший памятник.
Опасность, грозившая театру «Эрмитаж», теперь, выходит, миновала. Самое время задать несколько очевидных вопросов.
Полтора месяца тому назад Департамент культуры Москвы, ссылаясь на проведенную экспертизу, которой «департамент не видит оснований не доверять», настаивал на «незамедлительной приостановке эксплуатации зрительного зала театра». Говорилось, что несущие конструкции находятся в аварийном состоянии, а «дальнейшее использование большого зала театра может представлять угрозу жизни и здоровью работников и зрителей театра». Была ли угроза? Хотелось бы знать.
Сегодня, когда страсти вроде бы все в прошлом, наверное, и не стоило задавать вопросы, теперь лишние и ненужные. Как было замечено в одном из прежде написанных циркуляров: «С учетом изложенного Департамент культуры города Москвы считает, что волнения руководства театра «Эрмитаж» по поводу судьбы здания театра безосновательны». Как замечает в финале фильма «Ирония судьбы» мама героя: «Поживем – увидим».