0
1897
Газета Культура Интернет-версия

02.06.2011 00:00:00

Шелушение жизни в нежилом фонде

Тэги: выставка, концептуализм


выставка, концептуализм Спины, производящие впечатление. На выставке Ирины Наховой.
Фото с сайта ММСИ

«Комнаты» – название «тотальных инсталляций» художницы, одновременно послужившее заголовком выставки. Ретроспективу в Московском музее современного искусства и вправду можно вообразить подобием жилища. Только нежилого. Вернее, обживают его – вполне в духе концептуализма, от буквы которого Нахова и не думала отрекаться – голоса, мифы, тайные желания и страхи.

Лущится, как ореховая шелуха, неопрятно-неприятно-розовая штукатурка на холсте с «Психдиспансером». Облезает лицо улицы, ее домов, парадоксально составивших интерьер одной из наховских инсталляций. Пальто и плащи, потрепанные жизнью, а потому с жизнью, зримо на них отпечатавшейся в виде нанесенных поверх фигуристых антиков, превратились не в витрину бутика (какой могли служить такие манекены, будучи эффектно расставленными по черному залу), а в «Друзей и знакомых». Нахова играет в перевертышей, подначивая смыслы своих работ неустанно выделывать сальто-мортале.

Когда попадаешь на выставку, в голову, чего доброго, взбредет, будто очутился в чьем-то доме, а хозяина-то не застал. Вошедшего встречают по правую руку «Королева», упакованная словно роза на зиму в эдакий сверток, а по левую, в перспективе залов, в комнате с выключенным светом, – общество пальто, расписанных белыми силуэтами. Тут, кажется, потухла сознательная жизнь, оставив после себя подсознательное.

Ирина Нахова проложила дорогу «тотальной инсталляции» в «московском романтическом концептуализме». В 80-х в такие инсталляции художница превращала комнаты собственной квартиры, перекрашивая ли помещения, пуская ли по поверхностям трещины┘ Нынешнюю ретроспективу тоже можно счесть одной цельной инсталляцией. В занятых концептуалисткой комнатах музея найдется прихожая-гардероб (а может, напротив, чулан) с «Друзьями и знакомыми», коих от сдачи в утиль, как и старую одежду, спасает привязанность художницы. И сами «Комнаты» в виде инсталляций и фотодокументаций. Причем тоже характерно для концептуалистов – комнатный интерьер на поверку оборачивается пространством уличным. То же делал, например, Иван Чуйков, прилаживая бра к картине с морским пейзажем. Есть тут и внешний мир, который сконцентрировался в «Путешествии», зовущем всякого прохожего взгромоздиться на велик и крутить педали – чтобы картинка перед глазами менялась, будто вы катитесь по дорогам американского городка (художница переехала в Штаты в 1992-м). Также улица упрятана в лайтбоксы, обтянутые фотографическими кустами, волной и некоей неопознанной на некоем берегу. Они – суррогат жизни, чревовещатели, от которых доносятся разговоры, любовные вздохи┘ Продолжателем этой замурованной жизни, кстати, вполне можно считать Андрея Кузькина, заточившего звуки-голоса-размышления в железную коробку («Один, или Тайная жизнь»).

Показ вопреки традиционным музейным канонам сделан не только для просмотра, но и для ощупывания. И для прослушивания. Только тут уж не взыщите: едва заденете «Друзей и знакомых», они разразятся раздраженной бранью┘ А вообще, если уж речь о подсознательном и о всяческом ерничестве, то нужно исследовать эти комнаты, «меблированные» фрейдистскими штучками и черным юмором. Поэтому выставка полна композиционных перекличек – ружей, повешенных в одном месте и с уверенной обязательностью выстреливающих в другом. Если в одном зале поставили «Гладильные доски» с человеческими спинами и утюгами, те спины уже явно облюбовавшими, – то в другом развешены «Кожи» с торсами-скальпами и жуткими абсурдистскими комментариями (истории, разумеется, вымышленные). Наконец, если в живописном «Упражнении в цвете» поверх голов мертвецов цинично пускаются детские рисуночки-аппликации с зайцами-медведями, им ответит объект «Оживление», с помощью налитой в тазы нефти (отсюда – параллель к вещам Андрея Молодкина, в чьих жилах течет нефть) реанимирующий соединенные друг с другом головы и сердца.

Это искусство с отчетливым женским почерком. С тщанием ручной выделки. Все эти письмена тянет сравнить с Аннет Мессаже. Но рассуждения о гендере в искусстве – не самая увлекательная тема. Куда важнее гармоничное сочетание зрелищности и смыслов. Тут ведь облупившаяся жизнь не как расслоение, не как неприятная окончательность чего-то непоправимого – речь об отслоении смыслов, как обоев при ремонте. И между старыми пластами отыщутся новые значения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1838
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1565
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1356
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
988

Другие новости