Джон Малкович признается, что не мыслит этот спектакль без Ингеборги Дапкунайте.
Фото с официального сайта фестиваля
«Вариации Джакомо» – музыкально-драматический спектакль об известном соблазнителе – сыграли Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте и их двойники. Спектакль дважды показали в рамках фестиваля «Черешневый лес», но всех желающих театр «Новая опера» не вместил – жаждущие так и остались без «лишнего билетика».
Он хватается за сердце, падает головой об пол, тело бьется в конвульсиях. Публика тоже хватается за сердце – в зале повисает тишина: у кого сердечный приступ – у Джона Малковича или у Джакомо Казановы? Носилки вынесли слишком проворно, а потому стало ясно – это часть сценария. Оправившись от потрясения, публика уже не отрывает взгляда от Малковича – он не просто обвораживает, он опутывает своими актерскими чарами. Настоящий Казанова от театра. Влюбляет с первой минуты.
Проект «Вариации Джакомо» в Москву привезли из Германии, там он открывал Рурский фестиваль. Пресловутый вулкан в Исландии вновь надышал пепла над Европой, поэтому из Дюссельдорфа задержалась часть костюмов, что, впрочем, никак на впечатление не повлияло. Итак, известный и уже ставший легендой Казанова отчаянно переживает старость. Чиновники раздражают, вкус еды не тот, а эротические приключения оскудели. Остается только писать мемуары. Процесс активизирует писательница Элиза (ее играет Ингеборга Дапкунайте), по ходу дела они оба разыгрывают сцены из прошлого, примеряя на себя роли соблазнителя и предмета искушения. Впрочем, пьеса искусно разыграна на четверых: у драматических актеров есть музыкальные альтер эго в исполнении солиста Андрея Бондаренко из Академии молодых певцов Мариинского театра и сопрано Софии Клуссман из Австрии. Надо сказать, что фрагменты из опер Моцарта («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины») более чем искусно вплетены в канву пьесы: ария Лепорелло со списком естественно демонстрирует географию похождений и «завоеваний» Казановы; а плач «жертвы» по поводу потерянного ребенка очень хорошо связывается с ариозо Барбарины из «Свадьбы Фигаро» (та потеряла, правда, всего лишь булавку, но это уже детали). Оркестр «Венская академия» и дирижер Мартин Хазельбёк очень деликатно вели свою партию.
Оправдывают или обличают Малкович и режиссер Михаэль Штурмингер своего героя? Скорее, пытаются найти логику и мотивацию его поступков. Он каждый раз влюблялся как в последний раз – ну что же тут преступного? Ну а то, что каждый раз точка превращалась в запятую, – так это только от избытка любви, не из желания сделать кому-нибудь больно.