0
4016
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2011 00:00:00

Мария Гулегина: "Я пою для слушателя на галерке"

Тэги: опера


опера Вокальное чудо – Мария Гулегина.
Фото с сайта www.mariaguleghina.ru

Сегодня в Концертном зале им. Чайковского вместе с камерным хором под руководством Владимира Минина выступит Мария ГУЛЕГИНА. С неожиданной программой – приверженница итальянского репертуара будет петь русскую музыку. Накануне концерта артистка дала интервью корреспонденту «НГ» Марине ГАЙКОВИЧ.

– Мария, как сложилась эта программа?

– Это уже не первое наше сотрудничество – мы вместе участвовали в концерте памяти жертв Беслана. А чуть больше года назад встретились на Олимпиаде в Ванкувере, я принимала участие в закрытии, в передаче флага Сочи. У меня был один свободный день, я пришла послушать хор, и меня зацепило их выступление. Вот тогда у нас появилась мысль сделать что-нибудь неожиданное для Москвы. Но Владимир Николаевич предложил настолько новое, что я была несколько шокирована, думала, не справлюсь, не выучу. Это для меня премьера – ведь я не только пою Чайковского или Рахманинова, но и современную музыку, сцену Варвары из оперы Щедрина «Не только любовь» и «Свадьбу» Юрия Буцко.

– Трудно?

– Да, я с таким еще не сталкивалась. Понимаете, нас ведь в консерватории учили петь чисто, а у Буцко, например, нужно петь где-то посерединке. Одна звездочка – повышение на четверть тона, две – понижение на четверть тона. Это, конечно, круто. Но звучание очень впечатляет. Самое главное, чтобы на концерте интонационные трудности отступили и мы смогли донести смысл – песнь о жизни женщины, ее судьбе.

– То есть нечасто вы так кидаетесь в пучину новой музыки?

– Нет! Я всегда говорю, что голос – это, скажем, не фортепиано, на котором можно экспериментировать как угодно, а потом придет настройщик и все приведет в порядок. Голос такого не прощает. Но после определенных лет карьеры хочется попробовать что-то неизведанное. Первые годы я занималась тем, что вырабатывала итальянское легато, кантилену, чтобы голос не рвался, чтобы были филировки, трели. А в современной музыке ничего этого не нужно, здесь нужны другие приемы, и главное – нутро, глубина русской души. Это очень интересное сочинение.

– Вы поете только то, что любите.

– Только.

– Это совпадает с тем, чего хочет голос? Или просто дело вкуса?

– Абсолютно совпадает.

– Часто приходилось «с тяжелым сердцем» отказываться от проектов?

– Конечно. Очень. Когда мне было 24 года, в Ковент-Гарден хотели поставить оперу в расчете на меня, но партия мне не подходила по голосу, и я отказалась. Театр был закрыт для меня на шесть лет.

– То есть расплачиваться пришлось?

– Наоборот. Лучше потерять театр на шесть лет, чем голос навсегда.

– Вы занимаетесь благотворительностью. Можете немного рассказать об этом?

– Об этом неприлично говорить. Могу сказать, что у меня есть статус посла доброй воли ЮНЕСКО. Это сложная работа – приходится видеть очень много боли. Еще я состою в попечительском совете Параолимпийских игр. Это для меня очень важно, потому что если бы не мои родители, не их терпение, то я тоже бы ездила в кресле-каталке. Я встала на ноги в два года. А в четыре меня отдали в балет. Только в этом возрасте у меня появились нормальные красивые босоножки.

Еще до того, как я стала послом, я организовывала благотворительный концерт для Онкологического центра в Хьюстоне. Было очень тяжело улыбаться и не расплакаться. Это было под Рождество, и я купила всем в подарок красивых щелкунчиков. Мне не сказали, что там не только маленькие дети, но и подростки, мальчики, которым эта кукла – пусть и в красивом камзольчике – может быть не интересна. Но то, с каким чувством все они брали эту куклу┘ (В глазах Марии стоят слезы. – М.Г.) Тяжело.

– Извините, что вынуждаю говорить об этом. Но мне кажется, читатель имеет право знать, что оперная звезда не только восседает на небосклоне┘

– Какой небосклон, о чем вы! Это постоянная работа! Я постоянно занимаюсь. Мой муж вот сейчас все бросил, раскидал все дела, чтобы помочь мне. В девять часов утра мы садимся в машину, чтобы к одиннадцати я попала на репетицию. У меня занятия с утра до ночи.

– Даже сейчас, когда за плечами уже состоявшаяся карьера?

– Именно сейчас.

– С дирижерами не спорите? Или с режиссерами?

– Бывают конструктивные споры, без ругани. У меня уже большой опыт и есть свое представление о конкретном персонаже. Мое дело – вправить свою идею в концепцию режиссера, чтобы она прижилась там как родная. Если на черное говорится, что это белое, то я все равно пытаюсь попробовать предложить что-то свое. А в самом крайнем случае, когда каждый шаг актера в сторону карается расстрелом, мы поступаем совсем просто; я говорю: «Пожалуйста, надевайте мое платье и пойте сами. А я домой. Меня сын ждет».

Но иногда получается очень интересно. Я пела в постановке «Макбета», которую показали в Париже, Лондоне и Барселоне, – кстати, я была единственной, кто спел во всех трех городах; ставила оперу Филлида Ллойд. Прихожу на репетицию, смотрю – ванна стоит. И спрашиваю режиссера: «Это для чего?» – «Я хочу, чтобы в сцене сомнамбулизма ты не просто руки мыла, а была в ванне». Увидев мое недоумение, она предложила пройти другие сцены, а эту оставить на завтра. И вот ночью мне снится сон. Я вижу, как раздвигаются черные ставни и леди Макбет оказывается одетая в ванне, со всклоченными волосами. Она берет пригоршнями воду, пытается остудить голову (у нее же разум кипит), моет руки. Я подскочила, все записала. У меня часто так бывает, что, если мне что-то снится по театру, по роли, я просыпаюсь и пытаюсь это зафиксировать. Кстати, когда я впервые готовила леди Макбет, моя дочь была на каникулах, и я взяла ее с собой. И вот когда она увидела, как я ночью вскочила и попыталась повторить сцену, которая мне только что приснилась, она от ужаса онемела. Утром я прихожу на репетицию и говорю Филлиде, что хочу поговорить по поводу ванны. Та отвечает, что она подумала и готова от этой сцены отказаться, раз мне эта идея так не нравится. Подожди – говорю. И рассказываю ей все, что мне приснилось. Оказалось, что именно так и была эта сцена задумана.

– Сейчас много говорится о кризисе оперы. Вы его чувствуете?

– Нет. Если говорить о зрительском интересе, то он не пропадает. Я бы сказала так: оперным искусством сейчас часто руководят немного не те люди – они не любят оперу, для них это место – просто бизнес, престиж. И еще, на мой взгляд, огромный ущерб опере был нанесен звукозаписывающими фирмами. Раньше оперу записывали во время спектакля. И пусть там кто-то спел четверть, а не восьмую, не проговорил четко текст – черт с ним, это было живое, настоящее! А потом – муж Элизабет Шварцкопф этим очень любил заниматься, он был прекрасный звукорежиссер – в попытке добиться идеального звучания, студийного, конечно, из записи выхолащивали душу. Вместо прекрасного вина отличной выдержки получалась дистиллированная вода. И еще одно. Набираются молодые девочки и мальчики с красивыми фотографиями, их звукозаписывающие компании раскручивают, пытаются сделать из них любимцев. Но, во-первых, не факт, что они при этом хорошо поют, а во-вторых – даже при присутствии их лиц на обложках не факт, что они станут любимцами, для этого особенная харизма нужна. Пожалуй, единственный удачный вариант – это Анна Нетребко. А ведь и до нее раскручивали, и после нее. А результат?

Конечно, те, кто идет в оперу показать роскошное платье и бриллианты, попадают на обложки. А истинные ценители – они могут себе во всем отказывать, лишь бы купить билет на галерку и услышать любимого исполнителя. Вот пока они есть, никакой кризис опере не страшен. Я всегда для этого зрителя пою и понимаю, что не имею права на халтуру, надо стараться.

– Для них вы ведете страничку на фейсбуке?

– Да, меня очень просили слушатели – чтобы быть в курсе моих новостей. И потом моя дочь сказала, что сейчас даже у хомячка есть фейсбук. Я же очень многих своих поклонников знаю в лицо и по именам. Они приезжают на спектакли, иногда привозят мне в подарок записи, очень давние, которых даже у меня нет. Я это очень ценю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1227
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3090
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2193
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1750

Другие новости