0
1293
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2011 00:00:00

Семь худруков и одна девушка

Тэги: балет, конкурс


балет, конкурс С телом современные постановщики работают, а вот с пространством – меньше.
Фото ИТАР-ТАСС

Не гендерный ли перекос (если бы не директор и худрук Национального балета Китая Фэн Ин, в 2011-м жюри состояло бы исключительно из мужчин) стал причиной того, что нешуточная борьба в ночь перед Рождеством новых лауреатов не привела к единому мнению ни в одной из номинаций?

Торжественную церемонию награждения в этом году вели актриса «Современника» Марина Александрова и прима Большого театра Мария Александрова. «Почти тезки» почти экспромтом предложили приветствовавшему высокое собрание Юрию Григоровичу загадать желание. Худрук проекта и бессменный председатель жюри пожелал, чтобы двадцатый Benois через год вручили на отреставрированной исторической сцене Большого театра.

Хотя нынешняя церемония девятнадцатая по счету, а юбилейная состоится лишь следующей весной, праздновать можно уже начинать. Ровно 20 лет назад, в 1991-м, приз «Бенуа де ла данс» (Benois de la Danse) был учрежден в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии (ныне Международный союз деятелей хореографии). Одна из основных целей благотворительной программы Benois de la Danse – помощь ветеранам. Из рук в руки им передается сбор от гала-концерта, посвященного присуждению и вручению приза. За два десятилетия помощь получили более 1500 человек, бывших артистов Большого и Музыкального театров, Московской оперетты, Ансамбля народного танца Игоря Моисеева, «Березки», Московской академии хореографии, танцевальной труппы Хора имени Пятницкого. Центр Бенуа предполагает в дальнейшем распространить свою благотворительную деятельность и на другие города России.

Автор статуэтки, которую почти сразу окрестили балетным «Оскаром», – известный парижский скульптор Игорь Устинов – сын всемирно знаменитого актера сэра Питера Устинова, представитель прославленного семейства Бенуа, насчитывающего более чем двухвековую историю. Он неизменно становится почетным гостем церемонии. А вот судейский состав всякий раз меняется.

По обычаю, каждый член жюри выдвигает своего претендента на приз. В связи с этим на предварявшей церемонию пресс-конференции возник вопрос к Сергею Филину: отчего не выдвинут никто из возглавляемого им балета Большого театра? Спрашивавший, очевидно, не учел, что кандидаты на премию выдвигаются задолго до финала, а высокий пост Филин занял недавно. До этого он несколько лет возглавлял балет Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, почему и вошел в число номинантов солист этого театра Семен Чудин. Вошел в отличие от иных заслуженно. Из большинства же его соперников в список попали не те, кто лучше, а те, кого лучше лоббируют. Это, безусловно, относится к разделившему награду с Чудиным солисту Кубинского классического балета из Майями Роландо Сарабиа и, безусловно, не относится к завоевавшему спецприз потрясающему исполнителю фламенко испанцу Фернандо Ромеро.

Строго говоря, пятнадцать номеров двухактного гала стоило просмотреть ради двух предпоследних – «Фарруки» в постановке и исполнении Фернандо Ромеро и Altro Canto на музыку Монтеверди и Капсбергера в хореографии лауреата Benois прошлых лет Жан-Кристофа Майо. Солистка Балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс (она разделила Benois-2011 с примой Национального балета Китая Чжу Янь) и ее партнер из Королевского балета Швеции Оскар Соломонсон сумели передать нерв и тайну истории о том, на каких струнах играем мы, и того, кто играет нами.

В конкурсе хореографов жюри тоже не пришло к полному согласию. Приз разделили между знакомыми москвичам по недавней премьере в Музтеатре финном Йормой Эло и соавторами из Бельгии Сиди Ларби Шеркауи и Дамьеном Жале. Чем радикально отличаются трое счастливчиков от двух аутсайдеров – Кристала Пайта (Нидерландский театр танца) и Цзан Чжиньсиня (Национальный балет Китая), на основании увиденных отрывков выяснить не удалось. Одинаково блеклые постановки одинаково безлики. Создатели современных балетов (по крайней мере представленные в программе Benois) худо-бедно работают с телом и совсем примитивно – с пространством. В танце они не композиторы, а значит – не вполне хореографы. Это особенно наглядно рядом с Петипа или Баланчиным. Как ни трепали нынешние номинанты их «Дон Кихота» или «Тарантеллу», старики в грязь лицом не ударили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1372
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
1179
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
2258
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2679

Другие новости