0
1303
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2011 00:00:00

Семь худруков и одна девушка

Тэги: балет, конкурс


балет, конкурс С телом современные постановщики работают, а вот с пространством – меньше.
Фото ИТАР-ТАСС

Не гендерный ли перекос (если бы не директор и худрук Национального балета Китая Фэн Ин, в 2011-м жюри состояло бы исключительно из мужчин) стал причиной того, что нешуточная борьба в ночь перед Рождеством новых лауреатов не привела к единому мнению ни в одной из номинаций?

Торжественную церемонию награждения в этом году вели актриса «Современника» Марина Александрова и прима Большого театра Мария Александрова. «Почти тезки» почти экспромтом предложили приветствовавшему высокое собрание Юрию Григоровичу загадать желание. Худрук проекта и бессменный председатель жюри пожелал, чтобы двадцатый Benois через год вручили на отреставрированной исторической сцене Большого театра.

Хотя нынешняя церемония девятнадцатая по счету, а юбилейная состоится лишь следующей весной, праздновать можно уже начинать. Ровно 20 лет назад, в 1991-м, приз «Бенуа де ла данс» (Benois de la Danse) был учрежден в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии (ныне Международный союз деятелей хореографии). Одна из основных целей благотворительной программы Benois de la Danse – помощь ветеранам. Из рук в руки им передается сбор от гала-концерта, посвященного присуждению и вручению приза. За два десятилетия помощь получили более 1500 человек, бывших артистов Большого и Музыкального театров, Московской оперетты, Ансамбля народного танца Игоря Моисеева, «Березки», Московской академии хореографии, танцевальной труппы Хора имени Пятницкого. Центр Бенуа предполагает в дальнейшем распространить свою благотворительную деятельность и на другие города России.

Автор статуэтки, которую почти сразу окрестили балетным «Оскаром», – известный парижский скульптор Игорь Устинов – сын всемирно знаменитого актера сэра Питера Устинова, представитель прославленного семейства Бенуа, насчитывающего более чем двухвековую историю. Он неизменно становится почетным гостем церемонии. А вот судейский состав всякий раз меняется.

По обычаю, каждый член жюри выдвигает своего претендента на приз. В связи с этим на предварявшей церемонию пресс-конференции возник вопрос к Сергею Филину: отчего не выдвинут никто из возглавляемого им балета Большого театра? Спрашивавший, очевидно, не учел, что кандидаты на премию выдвигаются задолго до финала, а высокий пост Филин занял недавно. До этого он несколько лет возглавлял балет Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, почему и вошел в число номинантов солист этого театра Семен Чудин. Вошел в отличие от иных заслуженно. Из большинства же его соперников в список попали не те, кто лучше, а те, кого лучше лоббируют. Это, безусловно, относится к разделившему награду с Чудиным солисту Кубинского классического балета из Майями Роландо Сарабиа и, безусловно, не относится к завоевавшему спецприз потрясающему исполнителю фламенко испанцу Фернандо Ромеро.

Строго говоря, пятнадцать номеров двухактного гала стоило просмотреть ради двух предпоследних – «Фарруки» в постановке и исполнении Фернандо Ромеро и Altro Canto на музыку Монтеверди и Капсбергера в хореографии лауреата Benois прошлых лет Жан-Кристофа Майо. Солистка Балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс (она разделила Benois-2011 с примой Национального балета Китая Чжу Янь) и ее партнер из Королевского балета Швеции Оскар Соломонсон сумели передать нерв и тайну истории о том, на каких струнах играем мы, и того, кто играет нами.

В конкурсе хореографов жюри тоже не пришло к полному согласию. Приз разделили между знакомыми москвичам по недавней премьере в Музтеатре финном Йормой Эло и соавторами из Бельгии Сиди Ларби Шеркауи и Дамьеном Жале. Чем радикально отличаются трое счастливчиков от двух аутсайдеров – Кристала Пайта (Нидерландский театр танца) и Цзан Чжиньсиня (Национальный балет Китая), на основании увиденных отрывков выяснить не удалось. Одинаково блеклые постановки одинаково безлики. Создатели современных балетов (по крайней мере представленные в программе Benois) худо-бедно работают с телом и совсем примитивно – с пространством. В танце они не композиторы, а значит – не вполне хореографы. Это особенно наглядно рядом с Петипа или Баланчиным. Как ни трепали нынешние номинанты их «Дон Кихота» или «Тарантеллу», старики в грязь лицом не ударили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1014
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1137
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
861
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
638

Другие новости