0
1500
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2011 00:00:00

Куда ж несешься ты?

Тэги: третьяковка, выставка


третьяковка, выставка Русский дух в замысловатых предметах церковной утвари.
Фото с официального сайта Третьяковской галереи

Год назад выставка «Святая Русь» прибыла в Лувр открывать перекрестный Год России–Франции, тогда же президент Медведев выразил желание, чтобы ее посмотрели и в родном отечестве. Организация обошлась федеральному бюджету в 120 млн. руб. 24 мая среди первых гостей ее увидели Светлана Медведева и Патриарх Кирилл. При переезде из Парижа в Москву экспозиционную концепцию адаптировали под новый зал и публику. Надо ли было?

Пересаживая «Святую Русь» с французской почвы на отечественную, ее из хронологически выдержанного рассказа о древнерусском искусстве вообще превратили в подобие уваровской триады «православие, самодержавие, народность». 450 предметов, которые собирали по 25 российским музеям, архивам и библиотекам, и один заезжий гость-экспонат из Лувра распределены не по луврской анфиладе, а в одном зале – по семи темам, впрочем, не жестко разделенным. «Рождение в духе» про крещение Руси, «Под покровом Богородицы», «Заступники и наставники», «Святое в повседневном», «Свет в пустыне»... Все это духовное благолепие в очень осязаемом материальном воплощении (и в убранным пурпуром витринах) напомнит, если кто забыл, про непобедимый духовный мир. Но зачем?

Когда рассказывали про новый «извод» «Святой Руси», организаторы не без некоторого высокомерия объявляли, что в отличие от французского варианта наш не просто вводит в курс древнерусского искусства, но рассчитан на знающего зрителя и (тем не менее) дает базовые понятия, связанные со «Святой Русью». Странно. Название, кстати, придумали французы – хозяева его оставили – да, мы такие, будто подтверждают они. То есть все показанное – демонстрация собственной благости. Парижский допетровский вариант довели до XIX века, выставили часть «невыездных» на гастроли вещей – к примеру, «Богоматерь Толгскую» и гигантскую фреску «Битва новгородцев с суздальцами» из собрания ГТГ. А осенью выставка совершит вояж в Русский музей.

Давайте разделять памятники и идеологию. Древние манускрипты, многие из которых, оцифрованные, можно полистать; златые врата суздальского собора Рождества Богородицы; копии знаменитых фресок Софии Новгородской, Ферапонтова монастыря; фрагменты архитектурного кружева владимирских соборов – все это впечатляет. Хочется сравнивать иконографические нюансы икон. Читать про историю убранного эмалями оплечья с Воскресением и Сошествием во ад, единственного зарубежного гостя на «Святой Руси», – что принадлежало оно Андрею Боголюбскому, хранилось во Владимире, откуда было продано в 1933-м советской властью. В конце концов попало в Лувр. Но это еще не все – нынешним летом его доставят во Владимир на празднование 900-летия Андрея Боголюбского. Экспонаты у нас увозят прямо с выставок – такая политика.

Вещи заслуживают тщательного вглядывания, но смотреть их хочется без давящего ажиотажа вокруг изобильной демонстрации святости и под неусыпным оком, взирающим с экрана, где транслируют молебен. Музей – все-таки храм искусств, не храм. Человек слаб и грешен – не выдерживает он такого натиска. Диалог с Церковью, но не задает ли она в таком диалоге тон? И могут ли крупные музейные проекты стать гарантией того, что произведения религиозного искусства из музеев не покинут их? «Русь... дай ответ. Не дает ответа»...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1227
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3091
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2195
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1751

Другие новости