У Льва Николаева были выдающиеся учителя, и сам он стал учителем для миллионов.
Фото РИА Новости
В ночь с пятницы на субботу на 74-м году жизни скончался Лев Николаев, человек, подаривший нам программу «Очевидное–невероятное». На самом деле назвать его создателем этой программы – все равно что назвать Ньютона автором Первого закона Ньютона. Он создал также такие популярнейшие программы, как «Цивилизация», «Под знаком Пи», возглавлял телекомпанию «Цивилизация», крупнейшую в России структуру, специализирующуюся на производстве научно-популярной телепродукции. Он был известным телеведущим, а также автором более 120 научно-популярных и научно-просветительских документальных фильмов. Список его титулов, профессиональных премий и наград вряд ли растянется меньше чем на три страницы, в частности, он обладатель двух Государственных премий и двух премий ТЭФИ, его фильмы завоевывали первые призы на 19 международных кинофестивалях┘ И все же в стране он запомнится в первую очередь как создатель программы «Очевидное–невероятное», которая сразу же завоевала оглушительную популярность и во многом сформировала мировоззрение нескольких поколений людей, живших в России и там, что сейчас называется ближним зарубежьем.
Лев Николаевич родился 16 ноября 1937 года в городе Славянск-на-Кубани. Собирался заняться архитектурой, но в 1960 году окончил физфак МГУ им. М.В.Ломоносова. Через пять лет защитил кандидатскую диссертацию, что было существенно меньше стандартного промежутка между дипломом и защитой. Но физиком побыл недолго, потому что увлекся документальным кино, окончил курс киномонтажа на «Мосфильме», и уже с 1966 года вплотную занялся режиссурой и написанием сценариев. А в 1973 году началась эпопея с «Очевидным–невероятным». «Мы приучили зрителей, что в любом случае они что-то вынесут из наших программ, даже если знают предмет», – сказал как-то о программе сам Николаев.
Льву Николаеву повезло с наставниками. В университете его учителем был Лев Ландау, киномонтажу он учился в группе Эльдара Рязанова. Гигант физики и гигант игрового кино не смогли его удержать, он стал, если так можно выразиться, гигантом научно-популярного, документального жанра, и на этом поле стал фигурой, по масштабу сравнимой с ними.
Он был счастливым человеком, ему многое удавалось. «Я прожил достаточно большую жизнь, и многое из того, что задумывалось, реализовалось, – сказал он однажды, выступая на канале «Культура». – Я с удивлением узнал, работая с англичанами, например, что у них реализуется одна идея из ста. Для нас это немыслимо. Если не один к одному, то одна из двух. Одна идея не пошла, одна пошла. Практически во всем, что я делал, у меня не оставалось каких-то таких вот нереализованных замечательных идей».
«НГ»