У подъезда современного искусства. В Нижнем.
Фото автора
Венецианский Арсенал – Мекка современного искусства. Наш ответ – Нижний Новгород, где после «капитального ремонта с элементами реставрации» на обновленной территории распахнулись двери Приволжского филиала Государственного центра современного искусства. Пока освоена треть здания, то есть 1700 кв. м из общих 5000, – оставшуюся часть надеются сдать года за три. За реставрацию отвечает архитектор Александр Епифанов. За перевоплощение Арсенала в музей – Евгений Асс. Когда на улице наконец настала весна, в Арсенале разыгралась «Метель».
Горький, как известно, не только город ревнителя революции Пешкова, но и место ссылки Андрея Сахарова. Город контрастов. Но дело в другом. Нижегородский кремль – что лоскутное одеяло. Ничтоже сумняшеся в стенах начала XVI века соседствуют чиновное административное здание и носящая имя Ростроповича филармония. Чуть поодаль – Художественный музей и Дом советов (теперь гордума), а против них Арсенал со своей contemporary art-начинкой. Примечательное получилось новоселье: устроить в кремле оплот современного искусства, учитывая непрекращающиеся преследования этого самого современного искусства в РФ, – дорогого стоит. Кроме руководства московского ГЦСИ поздравить коллег с заселением приехали директор Винзавода Софья Троценко, замминистра культуры Павел Хорошилов и президент РАХ Зураб Церетели, который от широты душевной и дабы не откладывать в долгий ящик, сразу же предложил что-нибудь создать для обновленного Арсенала – например, увековечить архитекторов. Организаторы улыбались, но молчали.
Рождение Приволжского филиала ГЦСИ – еще 1997 год. Вернее, в филиал ГЦСИ был переформирован Центр современной культуры «Кариатида», созданный в 1992 году Любовью Сапрыкиной (которой не стало в 2005 году) и Анной Гор, которая филиал и возглавляет. В 2003-м из военного ведения (там базировался картографический архив Минобороны) Арсенал перешел к Минкульту, после чего его определили под нужды современного искусства. Переоснащение отстроенного во второй четверти XIX века и ни разу не ремонтировавшегося здания – архитектурное, техническое и концептуальное – осуществляется на средства из федерального бюджета. А «Кариатида», кстати, обрела вторую жизнь – с этого года в Нижнем будут вручать одноименную премию памяти Любови Сапрыкиной и другого замечательного куратора и арт-менеджера Ольги Лопуховой. Искусство, правда, почему-то решили поощрять по гендерному признаку – женщины-продюсеры, кураторы и т.д. до 40 лет. Первым лауреатом стала жена Олега Кулика Анастасия Шавлохова – в прошлом руководитель винзаводского проекта «Старт», ныне арт-директор петербургской открытой студии «Непокоренные».
Московский ГЦСИ – дело рук Михаила Хазанова, Винзавод – Александра Бродского, достойное продолжение традиции – дать волю другому чуткому архитектору Евгению Ассу в нижегородском Арсенале (к слову, это он спроектировал московскую галерею «Наши художники»). Внешне здание продолжает работать на кремлевский ансамбль, но фокус в том, как в ампирную оболочку Асс упаковал музейное содержимое. Контаминация внутреннего и внешнего – это когда в интерьере главенствуют гигантские арки кирпичной стены, точь-в-точь как на крепостных укреплениях на улице. Внутреннее пространство тянется к внешнему, чтя историю своего местоположения. Но и внешнее тянется к внутреннему – крепостная стена становится внутренней стеной дома, одновременно намекая – contemporary art держит и выдержит всякую оборону. Сейчас тут три яруса, где помимо выставочного зала откроется медиатека, киноконцертный зал, библиотека, книжная лавка и кафе – все как полагается. Плюс один уровень вниз под землю, авторское нововведение Асса – подвал, где «затаились» подсобные помещения.
Даром что весна красит зеленью улицы – обживать обновленное пространство Арсенала пришла выставка «Метель». Снег не просто tabula rasa, «чистая доска», – белоснежная недопроявленность провоцирует на действие и создание нового. Когда заметает, говорится о заснеженности ментального пейзажа, о преодолении не только буквальных препятствий. Тут и концептуалистская памятка Игоря Макаревича и Елены Елагиной к «Жизни на снегу» с рисунками – инструкциями по изготовлению снегоступов или лодки-кережки для езды по снегу. И, само собой, документация акций группы «КД», для которых заснеженное поле всегда было еще и полем, наполняющимся смыслами. Поэтичные «Сольвейг» и «Снежный ангел» Леонида Тишкова напоминают про уход и возвращение, осуществимость и неосуществимость, про снежную ностальгию по прошлому. В видео «Подснежник» группы «Провмыза» и в видео-«исповеди» Вадима Захарова The End снег стал экзистенциальной категорией, тянущей за собой вопросы о возможности/невозможности высказать и понять важное. Ну а в центре зала – инсталляция Сергея Шутова «Чужие здесь не ходят», она же – «Русский интерактивный пейзаж». Интерактивность – за счет знакомого с детства настольного хоккея, правда игровое поле тут поросло елками, и заселили его какие-то инопланетяне. Они сталкиваются, но все ж таки двигаются по воле впавшего в детство зрителя-кукловода. В перспективе интерактивностью – не только выставочной – Арсенал наполнят с лихвой.
Нижний Новгород – Москва