0
1846
Газета Культура Интернет-версия

11.05.2011 00:00:00

Есть бабушки в русских деревнях

Тэги: театр, практика, спектакль, бабушки


Спектакль «Бабушки» Светланы Земляковой построен по принципу интервью. Молодой журналист Алексей (Александр Кащеев) вторгается с микрофоном в жизнь деревенских старушек. Сначала диалога не получается. Бабушки опасливо поглядывают на микрофон, чинно представляются и неохотно начинают говорить. Алексея не сбивают с толку скупые канцелярские ответы. Он задает вопрос за вопросом – и со временем бабушки раскрываются. Превращаются в бабочек, которым воспоминания о прошлом дают какие-то удивительные силы. Они поют, пляшут (в одном эпизоде даже новомодный танец в лучших традициях хип-хопа), с удовольствием рассказывают о жизни. В определенный момент интервью превращается в исповедь. На сцене – жены, потерявшие мужей, матери, которые не нужны своим детям, бывшие ударницы труда, забытые государством. Пенсии им хватает на небольшие, пускай и вредные радости («мороженку», сыру немного). Да и тут обвесят.

Алексей сталкивается с образом жизни и мышлением русской деревни. Вслед за историями бабушки открывают и свои мысли. Отношения к детям, к смерти, к происходящему в мире (по убеждению одной из героинь, все катаклизмы – начало Страшного суда). И в ходе интервью молодой журналист тоже начинает задумываться о жизни. У него есть семья, ребенок – о них нужно заботиться. Сына хочется хорошо воспитать. Размышления Алексея все чаще разбавляют реплики бабушек. Мысли у него возникают противоречивые, но искренние. Он пытается соединить два мира: современный информационный и уходящий. При помощи звуковых и видеоэффектов даются знаки деревни. Всероссийской деревни. Кажется, еще чуть-чуть и поверишь, что рядом, за дверями театра стоят избы, а как выйдешь из театрального подвала – встретишь запах свежескошенной травы.

Героини смотрят на жизнь с толикой иронии и скорби. Печаль бабушек - приобретенная, а улыбка наоборот - врожденная. Жизнь без этой радости могла быть и хуже. С семью детьми-то на шее. Хранительницам очага все нипочем: работали по восемнадцать часов в день, вечерами, а потом и на пенсии, выступали с песнями и плясками, детей растили, с мужьями жили (пока не умрет – хранили верность, а то поколотит). Шесть разнохарактерных бабушек сыграли молодые актрисы – Инна Сухорецкая, Надежда Лумпова, Марина Ворожищева, Ирина Латушко, Яна Гурьянова и Елена Махова. Они играют, скорее, не конкретных старушек, но типы, знакомые, кажется, с детства. Архетипы. Голоса, интонации и, что важнее, мышление переданы будто бы точно. Стоит закрыть глаза, и желанное превращение свершится. Ведь «превращение не происходит, если за ним наблюдают» (Набоков). Хотя иногда, благодаря игре света, бабушки на сцене оживали. Почти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1230
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3097
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2197
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1754

Другие новости