0
1231
Газета Культура Интернет-версия

11.05.2011 00:00:00

Главное – договориться

Тэги: театр, конкурс


театр, конкурс Фото автора

В конце апреля в Петербурге вручили Российскую национальную премию "Арлекин" в области театрального искусства для детей. Фестиваль (а его география – от Петрозаводска до Кемерово) показал, что положение дел в детском театре уже нельзя назвать плачевным, как это было восемь лет назад, когда он только начинался. Большая часть отобранных экспертами спектаклей была поставлена молодыми режиссерами, понимающими детский театр как открытое пространство для взаимного творчества постановщиков и маленьких зрителей.

В прошлом году жюри «Арлекина» не вручило премию за лучший спектакль, и это решение было единственно верным: настолько неурожайным оказался позапрошлый театральный сезон. В этом году у жюри было из чего выбирать, однако его решение вновь ни у кого не вызвало сомнений: спектакль московского РАМТа «Как кот гулял, где ему вздумается» получил премию за лучший спектакль, а его автор – выпускница С. Женовача Сигрид Стрем Рейбо – премию за лучшую режиссуру. Московская критика много писала и о лаборатории «Молодые режиссеры – детям» в целом, и о «Коте» в частности. Петербуржцы успели познакомиться с творческим – лаконичным и остроумным – режиссерским почерком молодой норвежки на недавнем Володинском фестивале, куда Центр им.Мейерхольда привез спектакль Рейбо «Ежик и медвежонок. Диалоги». И все-таки спектакль по сказке Р. Киплинга сразил наповал всех без исключения зрителей – и смирно сидевших на полу на подушках малышей (днем раньше эта же аудитория ровно в такой же мизансцене практически сорвала спектакль другого театра), и видавших виды критиков. В то время как все театры жалуются на бедность и невозможность осуществлять новые постановки, Сигрид Стрем Рейбо хватило для спектакля лоскутного коврика, двух стремянок и шести фонариков – для каждого из блистательных молодых актеров, которые сыграли все остальное. Из первобытной темноты постепенно вылупляются – высвечиваются фонариками – персонажи «древнего-древнего» мира. Каждый эпизод сказки – будто для того, чтобы осознать границы искусства режиссуры – превращается в череду остроумнейших этюдов. Это – проявление уважения к своей аудитории, ведь, действительно, почему малыши должны верить назидательному Киплингу на слово? Но когда актеры на наших глазах придумывают наряд и пластику древнего Мужчины, постоянно их иронично комментируя и уточняя, мы, безусловно, верим в конечный результат. Другой пример - перед тем, как к пещере (разумеется, пещера – это все тот же поднятый вверх коврик) приближается Дикая корова, актер на радость зрителям стремительно отыгрывает повадки морского тюленя, краба, богомола – выбирайте! Но коллеги настаивают на полезной функции нового обитателя пещеры - и вот уже кашне становится выменем и хвостом, а тонкое лицо искажается жующей гримасой – ну вылитая корова! В игре – театральной или детской – возможно все, стоит только договориться.

Фестивальная неделя показала, что принцип спектакля-игры – это верный ключ к обретению доброжелательной и увлеченной детской аудитории. Таких спектаклей, когда актеры будто бы на ходу, из того, что под рукой, собирают историю и азартно делятся ею со зрителями, не забывая, что малыши тоже – участники, со-творцы, на «Арлекине» было немало. И это – очевидный знак повышения качества детской режиссуры: оглушить малышей каскадом театральных спецээфектов и громких звуков, разумеется, гораздо легче, чем вступить с ними в диалог. Тем ценнее тот факт, что приз зрительских симпатий «Глазами детей» получил построенный по игровому принципу спектакль театра «Самарт» (Самара) «Азбука Льва Толстого» в постановке Юрия Алесина и Евгения Зимина. Маленькие зрители неожиданно оказались в эпицентре театральной игры – посреди игровой площадки. Рассаженные в камерном темном пространстве на цветные табуреточки, они то и дело должны были поворачиваться в разные стороны. То с одной, то с другой стороны от зрителей юные актеры в ярких толстовках (простите за каламбур!), по слогам складывали из букв простейшие слова, а из слов – детские истории Л.Н. Толстого. Рассказы оживали при помощи нехитрого реквизита и способности к мгновенному перевоплощению хоть в обезьянку, хоть в собаку-спасателя. Сам старик Толстой – в косоворотке, с лохматой белой шевелюрой и бородой - появлялся как призрак, бродил вокруг зрителей, иногда пугающе трепля малышей по голове, и исчезал в затемнении, когда на него оборачивались актеры. Странное дело – детские рассказы Толстого, всегда казавшиеся скучными и назидательными, вдруг стали материалом для спектакля-хоррора. Нанизанные друг на друга «Прыжок» (про чуть не утонувшего мальчика), «Пожарные собаки» (про чуть не сгоревшую девочку), «Девочка и грибы» (про то, как девочку едва не переехал поезд) вдруг обнаружили внутреннее родство чуть ли не с рассказами Хармса: постоянное повышение градуса привело к ощущению абсурда, к гротеску. Малыши с удивлением узнали, что обучение чтению – это не просто не скучно, а временами даже страшно. А что может быть для детей лучшей приманкой, чем ужастик?

Еще одним фаворитом зрителей оказался спектакль-игра «Путешествие Нильса с дикими гусями» Театра для детей и молодежи г. Кемерово. Режиссеру Ирине Латынниковой без труда удалось уместить на сцене всех персонажей и все невероятные события волшебной сказки С. Лагерлёф. Лаконичная двухъярусная деревянная конструкция в центре сцены, плетни из прутиков и полосатые «домотканые» коврики становились скотным двором, замком, льдинами – да всем, чем угодно! Как и шестеро актеров в костюмах жителей скандинавской деревни, которым не пришлось переодеваться в гусей, кошек, крыс, коров. С самого начала они как бы «договорились» с юными зрителями, что когда актриса держит в руках две палки, она изображает корову, а когда актер ходит вперевалочку и машет упертыми в бока руками, он – гусь, прицепленные же прищепками на веревку салфетки – эта летящая гусиная стая. После спектакля малыши еще долго пытались подражать гнусавому голосу гусака Мартина и наивному воркованию гусыни Марты (за эту роль актриса Светлана Лопина получила премию СТД). Это ли не свидетельство того, что «Арлекин» достиг своей цели?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2501
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3135
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2330
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4118

Другие новости