Во вторник и в среду в Москве, в Театральном центре «На Страстном», проходил очередной, уже четвертый Всероссийский форум «Театр – время перемен». Несмотря на его отсутствие, выступавшие часто поминали Олега Табакова, хотя еще чаще – 94-й Федеральный закон, известный в народе как закон о тендерах.
Два дня, 26 и 27 апреля, в Театральном центре «На Страстном» приехавшие со всей России художественные руководители театров, директора, руководители региональных отделений Союза театральных деятелей говорили о наболевшем. Главный вопрос повестки дня был определен так: «Диалог с властью». Хотя деятели театра как люди искусства, конечно, говорили о разном, одно из выступлений, в частности, предлагало задуматься о самом названии: если прочитать название форума как театр минус перемены, то ничего хорошего ждать от власти не приходится, короче говоря, после слова «театр» правильнее поставить двоеточие. Большая часть выступлений была выдержана в известном жанре «плача Ярославны» и касалась небезызвестного 94-го Федерального закона, известного больше как закон о тендерах или о госзакупках. Союзу театральных деятелей России, кстати, удалось еще в момент его принятия избавить театральное дело от тендеров по нескольким важнейшим пунктам – не надо объявлять конкурс, когда театр хочет пригласить на постановку того или другого режиссера или художника, хореографа, дирижера, но ряд других, не менее важных вопросов, увы, оставался в ведении закона. И, о чем не раз писала и «НГ», часто побеждали в таких конкурсах, скажем, на изготовление декораций компании, никогда до того декорациями не занимавшиеся, а, например, как это случилось в Ярославле, фирма, специализирующаяся на заборах и изгородях.
Как раз накануне форума Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла серию поправок к закону, в том числе и по театру, так что отныне декорации, костюмы, грим и много чего другого к новым спектаклям можно заказывать тем, кто профессионально этим занимается без конкурса. Правда, Минэкономразвития не дал возможности только благодарить их, поскольку перед новым годом вышел приказ № 601 «Об утверждении номенклатуры┘», который на словах заботится о сохранности бюджетных денег, а на деле – снова выбивает в том числе и театральную обычную жизнь из колеи. В среду самым решительным стало выступление социолога профессора Геннадия Дадамяна, который в свойственной страстной манере говорил о том, что театры, идя по пути развлекательности, и не могут рассчитывать на внимание и уважение власти. Что второе крыло финансовой поддержки – спонсоры – не спешит помогать театру, потому что в русской литературе, драматургии человек с деньгами – герой отрицательный. Мы их не уважаем, почему же ждем уважения и внимания с их стороны?! Председатель СТД России Александр Калягин заметил, что в списке 50 самых кассовых пьес, идущих сегодня в России, нет ни одной современной отечественной драмы: если театр превратится в чистый бульвар, с ним никто, конечно, не будет считаться, такой театр ни на что и не влияет.
Юрий Петрович Любимов рассказал собравшимся о своей жизни и, опираясь на свой опыт, сказал, что с властью следует говорить жестко. Тут Калягин вспомнил Высоцкого: «Если вы не отзоветесь, мы позвоним в Спортлото...» Хотя, думается, многим больше по душе была высказанная накануне директором Музыкального театра Владимиром Уриным мысль, что театральные деятели должны разговаривать с любой властью – другой у нас нет и ждать поддержки кроме как от нее особо не от кого...
Оживление в зале возникало, когда кто-то в очередной раз вспоминал про Табакова. Противостояние двух народных артистов – Табакова и Калягина – в последние годы хоть немного разбавляет всем известные прочие проблемы российского театра. Табаков при каждом удобном случае – например, на прошлой неделе, на встрече московских худруков с мэром Собяниным – говорит о том, что, на его взгляд, калягинский Союз театральный деятелей никому не нужен, что вместо него нужен нормальный и просто профсоюз, а Калягин – так же регулярно – с высоких трибун доказывает, что нужен, и даже очень!
Одни предлагали Табакову определиться и даже выйти из Союза театральных деятелей, другие просили ни в коем случае не выходить, наоборот – предлагали начать открытую дискуссию и в конце концов убедить Табакова, что он – во всяком случае в этом вопросе – не прав. Худрук двух театров и одной театральной школы для одаренных детей ничего на это не ответил, поскольку Олега Павловича на форуме не было, хотя неделю назад, на встрече с мэром Собяниным, начав говорить о недостатках и даже ненужности СТД в его нынешнем виде, Табаков тут же сам себя остановил, пообещав поднять эти вопросы через несколько дней на форуме.
Самую живую реакцию в зале вызвало выступление коллеги из Перми, худрук местного ТЮЗа рассказала, что в городе уже трижды обновили и отремонтировали сцену «Театра Театра» (он так называется), которым руководит вице-премьер, а еще недавно министр культуры края режиссер Борис Мильграм, зато Коми-Пермяцкий театр по прежнему может порадовать лишь голыми стенами, хотя в декабре уже надо докладывать о завершении строительства премьеру Путину. Но интереснее всего было узнать о том, что новому музыкальному руководителю и главному дирижеру Пермского театра оперы и балета Теодору Курентзису, по словам выступавшей, снимают гостиницу за 14 тыс. в сутки, а его музыканты, которых он привез из Новосибирска, каждый получает столько, как почти весь остальной оркестр.