0
1248
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2011 00:00:00

Как фотография зуб растила

Тэги: фотография, выставка


Когда стало понятно, что заявленной в программе фестиваля «Мода и стиль в фотографии» выставки «Дендизм» не будет, ретроспективу Тацио Секкьяроли начали ждать особо трепетно. Ведь вслед за именем значится – «Первый папарацци».

Впрочем, претендовать на звание бомбы этот показ, конечно, не мог. Во-первых, в 2003-м – тоже в рамках «Моды и стиля» – Московский дом фотографии (теперь он же – Мультимедиа Арт Музей) уже показывал «Избранное» Секкьяроли. Во-вторых, в конце того же года МДФ устроил «Вспышку искусства», представив римских фотографов действия с 1953 по 1973 год. Показ про папарацци, понятное дело, без Секкьяроли обойтись не мог. Интерес к сегодняшней выставке подогревало то, что архив этого фотографа с недавних пор обретается в России – его обладателем числится фонд художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект». Как тут не вспомнить старого знакомого Тацио, хоть и показанного неоднократно.

Поначалу биографическая картинка не отличалась разнообразием. В 1944-м Секкьяроли, выходец с окраины Рима, пополнил ряды шнырявших по нищим улицам голодных фотографов. В 1951 году пришел в агентство Адольфо Порри Пасторела и, набравшись у него, одного из пионеров итальянской street photography, опыта, через четыре года вместе с Серджио Спинелли открыл собственное – «Рома Пресс Фото».

Слава Секкьяроли – удачно легшие карты. В охоте за горяченьким он не был пионером. Да и снимки его по нынешним меркам невинны – еще нет отточенного до бесстыдства мастерства и зубастых откровений. Больше, чем вышагивающую из воды Софи Лорен, картинно прикрывающую руками topless, не покажут. Секкьяроли и папарацци-то был не всю дорогу. Папарацци ведь живет на перекрестке street и fashion photography. Секкьяроли оставаться на пересечении не захотел, а поменял одно на другое – дошел до пересечения и свернул на новую улицу. Сбивавшую и сбивавшуюся с ног беготню за нужным снимком, за «решающим моментом», как сказал бы Картье-Брессон, после 1960 года променял на студийную работу. Тогда вышла «Сладкая жизнь». Работа с Феллини была в разгаре. Вскоре Секкьяроли станет штатным фотографом Софи Лорен. В 1983-м оставил фотографию – в истории остался папарацци, прототипом Папараццо из феллиниевской «Сладкой жизни».

Секкьяроли – бонвиван в белых штанах. Его снимки – точная, как выстрел (щелчок затвора), композиция. Феллини застыл в прыжке с хлыстом, давая мастер-класс Мастроянни для «8 1/2». Режиссер примостился на коленях необъятной Сарагины. Ангельский, но эротичный профиль Клаудии Кардинале – и крошечная Анук Эме у подножия гигантской лестницы в фильме «Свидание». Глазунов что-то вещает ужасно вдохновенно и необыкновенно выспренне Джульетте Мазине возле картины «Русский Икар», причем глаза Мазины округлились, как у Икара.

Гонясь за скандалом, Секкьяроли не только его догонял – скандал пускался в погоню за своим ловцом. В 1958-м его отправили снимать чудо в Терни – местным жителям якобы явилась Дева Мария. Ни малейших следов чуда, как и следовало ожидать, не найти – зато снимки расставленных Секкьяроли местных жителей с карикатурным пиететом на лицах вызвали немедленные нарекания Церкви. Этот эпизод примет на вооружение в «Сладкой жизни» Феллини. А прототипом дольчевитовской сцены стриптиза стал снятый Секкьяроли стриптиз актрисы Айше Нана. Разъяренный Вальтер Кьяри гонится за назойливым папарацци – Секкьяроли сейчас не поздоровится, нарастающий градус фиксирует Элио Сорчи┘ Только сильнее всего бьет хроника жизни Италии 1950-х. Едва сводящие концы с концами римляне, дети-оборванцы. Потасовки между итальянскими фашистами и коммунистами через несколько дней после смерти Сталина. Ярче самых удачных портретов из сладкой киножизни.

Эффект от выставки получился неполным. Дело не только в том, что она не блеснула новизной. То, что должно было стать ее коньком – прославившее Секкьяроли сотрудничество с Феллини, искрометной остроты кадры со съемочных площадок, – прозвучали шепотом, скучновато. Виной тому не материал. Просто по соседству в музее открыта выставка Феллини, где вдоволь и «Сладкой жизни», и «8 1/2», есть там и Секкьяроли. В итог приходится записать не стереоэффект, а эффект дежавю. Глаз замылился. Стратегия подкачала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
967
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
929
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
919
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
877

Другие новости