Вчера в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко мэр Сергей Собянин встретился с театральными деятелями. В сравнении с пышными и многолюдными встречами, какие проводил Юрий Лужков, эта проходила в очень узком кругу. Однако, как шутя заметил Собянин, «я почувствовал, что если я вас не позову, то вы меня позовете». Мэр предложил поговорить «о настоящем и будущем развития театра в Москве».
Первое, что бросалось в глаза, – среди двух десятков мэтров и просто патриархов российского театра нет тех, в чьих театрах как раз в последнее время возникли острые проблемы. Ни Михаила Левитина, чей «Эрмитаж» закрывают из-за аварийного состояния, ни Сергея Арцибашева, которого фактически уволила часть труппы Театра Маяковского, ни Александра Галибина, у которого никак не успокоится группа мятежных актеров, которые теперь решили действовать через профсоюз.
За приглашение гостей отвечал столичный Департамент культуры, и можно было вообразить, все силы были брошены на то, чтобы разговор прошел максимально гладко, без острых углов. За столом, не круглым, а квадратным, был, правда, Дмитрий Бертман, но могло сложиться впечатление, что ему разрешили говорить о чем угодно, но только не о завершении строительства «Геликон-оперы». Тем не менее острые вопросы были заданы. Про «Геликон» начал говорить Олег Табаков, а когда встреча уже закончилась и гости потянулись к выходу, Галина Волчек буквально остановила Сергея Собянина вопросом снова про «Геликон»: «Надо решить...» – «Решим», – улыбаясь ответил ей мэр.
Гладким разговор не получился, руководителю Департамента культуры Сергею Худякову досталось от худрука Театра на Таганке Юрия Любимова. В очередной раз он выступил против 94-го Федерального закона, то есть закона о тендерах, привел пример – прошел тендер на покраску фасада, скоро ливень всю краску смыл: «Значит, тендер был фальшивый, блатной». Сергей Худяков опустил глаза, покраснел, но отвечать не стал. Любимов снова напомнил о необходимости переводить актеров на контракты.
Острых вопросов вправду немало, Сергей Собянин старался отвечать на все сразу, по ходу разговора, а какие-то вопросы сразу вынес за скобки во вступительном слове: сокращать число московских театров никто не собирается, финансирование увеличено и в этом году, и дальше будет расти, причем не только с учетом инфляции. Ни систему финансирования, ни его объемы изменять не планируется, а любые изменения – начинать с чрезвычайной осторожностью.
От вопроса о театре «Эрмитаж» уйти не удалось, его поднял Олег Табаков, памятуя, что в «Эрмитаже» много лет назад открылся Художественный театр. Сергей Собянин тут же спросил: «А по «Эрмитажу» как вы видите решение?» – однако ответа не получил, Олег Табаков уже перешел к вопросу о строительстве его театра-студии на улице Гиляровского, задуманное когда-то как инвестиционный проект, без участия городских денег, но теперь мэр пообещал разобраться и помочь с завершением работ.
Буквально под занавес худрук Театра Пушкина Евгений Писарев рассказал о трагедии – вчера на генеральной репетиции его премьеры провалилась на 5 см сцена, он попросил о неотложной экспертизе, и с этим ему тоже пообещали помочь. Правда, по словам Писарева, сыграть премьеру эта авария не помешает.