0
1355
Газета Культура Интернет-версия

15.04.2011 00:00:00

В тисках бесприютной тоски

Тэги: режиссеры, кино, роман балаян


режиссеры, кино, роман балаян Балаян обладает знанием, которое другим не дано.
Фото РИА Новости

Фильмы Романа Балаяна любят очень многие, хотя когда смотришь и видишь на экране очередного мятущегося героя, может быть и тоскливо, и нехорошо. И хочется даже остановить бег, да нет, какой там бег, медленную вязь кадров, которые почти безыскусно, без особых визуальных изворотов плетут историю не онегинского и не печоринского размаха.

Впрочем, многое изменилось с той поры неприкаянных литературных героев, и главная трагедия человека у Балаяна (особенно оно видно в цикле с Олегом Янковским из 1980-х годов) – что живет он во времени, видимо, не своем, где его хотят мерить другим аршином. Узко ему, и жмет постоянно в плечах, и зажимает в груди. Вызывает ли он сочувствие? Может быть. Если сам никак не находишь места, занятия по руке и по душе, которое бы с удовольствием растянуть на целую жизнь. Если мечешься между женщинами, и с одной тебя не связывает ничего, кроме долга, с другой – все, кроме долга, а с третьей – связывало и вспоминается. И не мальчик уже, а хочется быть и совершать безумства, сроднившись с недоумением в глазах встречных и свыкшись с прозвищем городского сумасшедшего.

Пожалуй, именно у Балаяна показано, как лучше всего раскрывать душу навстречу городу. Редкое это знание – слушать город. То знание, что безопаснее не проверять. Нужно отринуть привычную систему координат, уличных меток, зацепок. Выйти в город раньше, чем обычно. И пойти наугад, не в ту сторону, где привычно. Тогда улицы сами начинают вести – связывая с новыми людьми, раздвигая границы человечности, вновь возвращая к детской чистоте восприятия.

Правда, в жизни такая чистота часто граничит с бесшабашностью, а то и с безответственностью. И женщина, пожившая бок о бок со взрослым мужчиной-ребенком, вряд ли полюбит того Янковского. Но не исключено, что наша обиженная Балаяна таки оценит, хотя бы за то, что он – внимательный чтец. «Бирюк» по Тургеневу, «Поцелуй» и «Каштанка» по Чехову. Все вдумчивые экранизации. Из тех, что заставляют потом вернуться к родной литературе. «Каштанка». Смотришь и удивляешься, как ладно режиссер управляется со зверьем. А был, оказывается, курьез. Помните, там есть сцена с пирамидой из животных, так вот пирамиду пришлось скреплять проволокой. Или кадр, где белый кот раскуривает сигару. Очень уж режиссеру хотелось попроказничать, хотелось, чтобы кот курил. Дрессировщик к затее отнесся со здоровым скепсисом. А оператор не растерялся, нашел крепкую проволоку, ее выкрасили в белый цвет и зажали коту голову, тот рвался и метался, но морду с сигарой отснять удалось – крупным планом.

К фильмам Балаяна интересно прислушиваться. В «Филёре», например, тишину обыденных звуков лишь изредка нарушает музыка Бизе. А в «Полетах во сне и наяву» мелодии конструируют свое смысловое пространство: основной темой проходит специально сочиненный шальной вальсок, если нужно зацепиться за эпоху, включается Демис Руссос, настроение главного героя передают «этой ярмарки краски», а как только хочется «передать привет» Феллини, звучит мелодия, будто бы написанная вместе с Нино Рота.

Еще Балаяна ценишь за трезвость и честность. Он не раз оговаривался, что «талант любого режиссера с возрастом затухает, потому что появляются другие жизненные интересы». А в интервью «Искусству кино» и вовсе сказал: «Так сложилось, что после перестройки вслух оказалось не о чем говорить. Нас воспитывали как протестных художников – то, что мы делали, было направлено против кого-то, против чего-то, но когда пришла гласность, этот протестный азарт пропал. Я не могу назвать ни одного шедевра в нашем кино после перестройки. Хорошие фильмы есть, но шедевров нет. А в советское время их было много».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1390
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
896
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1600
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1236

Другие новости