Подтверждая название – «За неделю до полета», эта экспозиция стала одной из первых ласточек в выставочном, галерейно-музейном праздновании полувека первого космического полета. Кураторы Валерия Галлай, Дмитрий Буткевич, Люсинэ Петросян и Анастасия Шишкина собрали в Галерее Шишкина около 50 работ – от соцреалистических космонавтов до летательных фантазий актуального искусства.
Центр полетов и одновременно центр притяжения всей экспозиции – витрина с фотографиями и нарукавной повязкой-«вездеходом», датированной как раз 12 апреля 1961-го. Принадлежало все Марку Галлаю, которого Сергей Королев пригласил стать инструктором первых космонавтов. Поскольку считал, что лишь опытный летчик-испытатель (а Галлай испытал 124 самолета) сможет проработать максимум внештатных ситуаций. На этой самой повязке – цифра 1, то есть свободный вход во все помещения на Байконуре. Рядом фото с подписью уже за 1962 год – «Титов между двумя Марками», тезки – Бернес и Галлай. Здесь же некоторые из множества написанных Галлаем книг: «С человеком на борту», «Испытано в небе»┘ Марк Галлай – Герой Советского Союза, обладатель целого списка наград. Его памяти, деда Валерии Галлай, посвящена выставка. Показ, уводящий из пространства общих празднований в личную, семейную память.
В целом «За неделю до полета» – выставка-конструктор. В фундаменте – махровый соцреализм Николая Овчинникова, его этюд к «Свадьбе космонавтов» Андрияна Николаева и Валентины Терешковой. А на верхушке – написанные эскизно, будто детские рисунки с войнушкой, многими любимые самолетики Константина Батынкова. Тут есть не только парадный портрет космоса в виде мужественных советских «атлетов» в скафандрах на картинах Бориса Окорокова и Александра Силина, но и полеты вообще. Дирижабли, например. Тут встретились два адепта летательной темы – советский лирик новых скоростей Александр Лабас и зондирующий космос средствами contemporary art’a Сергей Шутов. В первом случае – поздняя, 1982-го года, вещь (и это интересно, ведь чаще экспонируют его ранний период). Лабас изображает себя в мастерской пишущим портрет Светланы Савицкой (уже через два года, в 1984-м, она станет первой в мире женщиной-космонавтом, которая выйдет в открытый космос). У Шутова – ставший хрестоматийным в современном «космическом» искусстве «Мальчик и планета» 1993-го – далекое эхо «Маленького принца». Только мальчишка тут – пионер, которого космос, понятное дело, очень волнует.
Кроме космоса нужны и космические мифы. Не только полеты туда, но и оттуда, в виде «посылки» НЛО, – и задравших в изумлении головы зрителей с холста Александра Ишина. И (как обратный ход, проверка связи?) запущенные в космос в фотопроекте Владислава Ефимова знаки земной жизни. Чайник, чернильница (как письмо из прошлого?) и сердце превратились в ракеты-послания. Обе работы сделаны специально для выставки.
Каждая картина, каждая инсталляция жаждет рассказать о своем полете. Набор этих объектов, наверное, мог быть иным. Собрали, что смогли. Освоение космоса, конечно, детище советское. Правда, космос, освоенный соцреализмом, несмотря на яркость красок и скафандров, блекнет перед фантазиями contemporary art’a..