0
1389
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2011 00:00:00

Апофеоз "Войны"

Тэги: инновации, премия, культура, война


инновации, премия, культура, война Мирные лауреаты Аня Желудь и Арсений Жиляев.
Фото РИА Новости

Перед вручением VI «Инновации» ажитацию нагнетали два часа. Пропускная система «Гаража» пыталась справиться с потоком гостей с восьми до десяти вечера. С самим вручением управились минут за 45. «Война» победила. Могло ли быть иначе?

Началось все с того, что по экранам «загрохотали» кадры хроник стихийных и социальных бедствий – наводнений и уличных беспорядков┘ Их сопровождало выступление финского хора Huutajat («Хор Крикунов»). Собственно, певцы «отбивали» каждую из номинаций, много чего выкрикивали-декламировали – от «Оды к радости» до «Пусть всегда будет солнце». Смысл их выступления остался туманным. Быть может, непонятный язык – аллюзия contemporary art, который в России все еще нуждается в переводе. А может, кто знает, имя хора прельстило некоторой созвучностью названию акции-победителя. Признаться, несмотря на явное стремление примешать сюда иронии, выглядело действо весьма пафосно, а аплодисменты после каждого выступления анонсировал голос Сергея Чонишвили, так что нет-нет, да и возникали аллюзии на какой-нибудь очередной телепроект Первого канала┘

Когда Андрей Ерофеев наконец объявил, что «Х...й в плену у ФСБ!» признан лучшим «произведением визуального искусства», часть зала начала радостно скандировать соответствующее слово. «Война» отвоевала победу после вала мексиканских страстей – скандалов, заключения в СИЗО (за акцию «Дворцовый переворот») и выхода под залог, включения/исключения из списка номинантов. До последнего было непонятно, участвует ли вообще группа в конкурсе.

Победа символична по нескольким причинам.

Ситуация с самого начала, как говорится, казалась бы комической, если б не была трагической – на премию номинированы художники, преследуемые государством. Правительство выступило в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Характерно, что в этом году все чаще стали звучать официальные утверждения, что премия «Инновация» – вовсе не государственная. Об этом месяц назад сказал и министр культуры Александр Авдеев. И хотя в релизах и каталогах по-прежнему первой строкой значится Минкульт, а затем уже Государственный центр современного искусства, нетрудно заметить, что в каталоге нынешнего года нет обращения Авдеева. В прошлый раз было. Министерство дистанцировалось от скандала. Стоит добавить, что в финансировании конкурса бюджетные деньги идут лишь на организационные нужды, в то время как призовой фонд (в этом году увеличился с 1 до 1,5 млн. руб.) лежит на плечах спонсоров.

Все попали в плен собственных принципов. Если не дать «Войне» «Инновацию», прослывешь ретроградом и противником жестких политико-социальных месседжей. Если дать, то будут ли радикальные стрит-артисты ее забирать или выкажут новый протест и проигнорируют премию, которая переведет их из ранга радикалов в разряд официально признанных? На письмо организаторов премии с вопросом, приедет ли кто-то из «Войны» на церемонию вручения и заберет ли кто-то премию в случае ее присуждения, был ответ: «Привет! А что, менты выдали работу на выставку? Олег». За «Инновацией» никто не пришел. По информации «НГ», учредители соберутся на следующей неделе, чтобы решить, сколько времени дать «Войне», чтобы забрать 400 тыс. руб. И куда пойдут эти деньги, если их не возьмут.

Наконец, разразившаяся шумиха стала имиджевым фактором для самой «Инновации», которую противопоставляли Премии Кандинского как лишенную интриги. Круги по воде разошлись далеко – гораздо дальше круга интересующихся современным искусством. Хоть и скандальная, а слава┘

В остальном – порадовала победа «Кураторского проекта» Юрия Авакумова и ММСИ – «День открытых дверей. Особняк–гимназия–клиника–музей». Говорят, за него жюри проголосовало почти единогласно. В позиции «Теория. Критика. Искусствознание» отметили трехтомник Антонио Джеузы про российский видеоарт – многолетнее исследование, сопровождавшееся выставками. "В «Новой генерации» наградили «Продолжение осмотра» Ани Желудь и Арсения Жиляева с выставкой «Разумный эгоизм». Кроме основного приза ему достался и спонсорский от Стеллы Кесаевой - творческая командировка в замок венского акциониста Германа Нитча." Другая спонсорская награда, трехмесячная парижская стажировка от посольства Франции, нашла своего героя в лице Максима Свищева с видеоинсталляцией «Зал ожидания». Тамаз и Ивета Манашеровы спецпризами отметили «Показательный процесс» Ирины Кориной и I Уральскую индустриальную биеннале современного искусства Алисы Прудниковой.

Наконец, главным «Региональным проектом», оставившим позади две народившиеся в 2010-м биеннале, признана «Монстрация-2010». «Инновацию» в этой категории, как и с группой «Война», можно считать жестом поддержки художников, которых преследуют уголовно. Организатора новосибирской «Монстрации» Артема Лоскутова обвиняют в оскорблении сотрудников милиции по ст. 319 УК РФ. «Инновация» сделала важный шаг. Остается надеяться, что он не возымеет радикальных последствий для самой премии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1981
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1258
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
931
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1229

Другие новости