Мирные лауреаты Аня Желудь и Арсений Жиляев.
Фото РИА Новости
Перед вручением VI «Инновации» ажитацию нагнетали два часа. Пропускная система «Гаража» пыталась справиться с потоком гостей с восьми до десяти вечера. С самим вручением управились минут за 45. «Война» победила. Могло ли быть иначе?
Началось все с того, что по экранам «загрохотали» кадры хроник стихийных и социальных бедствий – наводнений и уличных беспорядков┘ Их сопровождало выступление финского хора Huutajat («Хор Крикунов»). Собственно, певцы «отбивали» каждую из номинаций, много чего выкрикивали-декламировали – от «Оды к радости» до «Пусть всегда будет солнце». Смысл их выступления остался туманным. Быть может, непонятный язык – аллюзия contemporary art, который в России все еще нуждается в переводе. А может, кто знает, имя хора прельстило некоторой созвучностью названию акции-победителя. Признаться, несмотря на явное стремление примешать сюда иронии, выглядело действо весьма пафосно, а аплодисменты после каждого выступления анонсировал голос Сергея Чонишвили, так что нет-нет, да и возникали аллюзии на какой-нибудь очередной телепроект Первого канала┘
Когда Андрей Ерофеев наконец объявил, что «Х...й в плену у ФСБ!» признан лучшим «произведением визуального искусства», часть зала начала радостно скандировать соответствующее слово. «Война» отвоевала победу после вала мексиканских страстей – скандалов, заключения в СИЗО (за акцию «Дворцовый переворот») и выхода под залог, включения/исключения из списка номинантов. До последнего было непонятно, участвует ли вообще группа в конкурсе.
Победа символична по нескольким причинам.
Ситуация с самого начала, как говорится, казалась бы комической, если б не была трагической – на премию номинированы художники, преследуемые государством. Правительство выступило в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Характерно, что в этом году все чаще стали звучать официальные утверждения, что премия «Инновация» – вовсе не государственная. Об этом месяц назад сказал и министр культуры Александр Авдеев. И хотя в релизах и каталогах по-прежнему первой строкой значится Минкульт, а затем уже Государственный центр современного искусства, нетрудно заметить, что в каталоге нынешнего года нет обращения Авдеева. В прошлый раз было. Министерство дистанцировалось от скандала. Стоит добавить, что в финансировании конкурса бюджетные деньги идут лишь на организационные нужды, в то время как призовой фонд (в этом году увеличился с 1 до 1,5 млн. руб.) лежит на плечах спонсоров.
Все попали в плен собственных принципов. Если не дать «Войне» «Инновацию», прослывешь ретроградом и противником жестких политико-социальных месседжей. Если дать, то будут ли радикальные стрит-артисты ее забирать или выкажут новый протест и проигнорируют премию, которая переведет их из ранга радикалов в разряд официально признанных? На письмо организаторов премии с вопросом, приедет ли кто-то из «Войны» на церемонию вручения и заберет ли кто-то премию в случае ее присуждения, был ответ: «Привет! А что, менты выдали работу на выставку? Олег». За «Инновацией» никто не пришел. По информации «НГ», учредители соберутся на следующей неделе, чтобы решить, сколько времени дать «Войне», чтобы забрать 400 тыс. руб. И куда пойдут эти деньги, если их не возьмут.
Наконец, разразившаяся шумиха стала имиджевым фактором для самой «Инновации», которую противопоставляли Премии Кандинского как лишенную интриги. Круги по воде разошлись далеко – гораздо дальше круга интересующихся современным искусством. Хоть и скандальная, а слава┘
В остальном – порадовала победа «Кураторского проекта» Юрия Авакумова и ММСИ – «День открытых дверей. Особняк–гимназия–клиника–музей». Говорят, за него жюри проголосовало почти единогласно. В позиции «Теория. Критика. Искусствознание» отметили трехтомник Антонио Джеузы про российский видеоарт – многолетнее исследование, сопровождавшееся выставками. "В «Новой генерации» наградили «Продолжение осмотра» Ани Желудь и Арсения Жиляева с выставкой «Разумный эгоизм». Кроме основного приза ему достался и спонсорский от Стеллы Кесаевой - творческая командировка в замок венского акциониста Германа Нитча." Другая спонсорская награда, трехмесячная парижская стажировка от посольства Франции, нашла своего героя в лице Максима Свищева с видеоинсталляцией «Зал ожидания». Тамаз и Ивета Манашеровы спецпризами отметили «Показательный процесс» Ирины Кориной и I Уральскую индустриальную биеннале современного искусства Алисы Прудниковой.
Наконец, главным «Региональным проектом», оставившим позади две народившиеся в 2010-м биеннале, признана «Монстрация-2010». «Инновацию» в этой категории, как и с группой «Война», можно считать жестом поддержки художников, которых преследуют уголовно. Организатора новосибирской «Монстрации» Артема Лоскутова обвиняют в оскорблении сотрудников милиции по ст. 319 УК РФ. «Инновация» сделала важный шаг. Остается надеяться, что он не возымеет радикальных последствий для самой премии.