0
3301
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2011 00:00:00

И тот полет падению сродни

Тэги: россия, кино, ника, премия


россия, кино, ника, премия Еще поборемся с ремейками... Сергей Юрский.
Фото РИА Новости

В четверг в Московском театре оперетты прошла 24-я церемония вручения Национальной кинематографической премии «Ника», определившая лучшее и лучших в российском кино за 2010 год. На главный приз претендовали пять фильмов: «Брестская крепость» Александра Котта, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Кочегар» Алексея Балабанова, «Край» Алексея Учителя и «Овсянки» Алексея Федорченко. Выбор киноакадемиков не удивлял, но и радовал не всегда.

24-я торжественная церемония вручения Национальной кинематографической премии «Ника» начиналась с положенной помпой. На сцене уверенно балагурил Юлий Гусман. Пролог, слегка запинаясь, произнес Михаил Ефремов, он как бы заранее уже извинился: «Ну что, коллеги, минул год. Мы, как жена при пьяном муже, все время ждем: прибьет! убьет! А между тем бывает хуже... Тревожит, собственно, одно среди довольства и покоя: у нас не то чтоб нет кино, но как-то мало, и такое, что стало стыдно награждать, ругать смешно, смеяться подло...» Ефремовский длинный монолог подвел к забавному выводу: обмельчало все, потому что «мы все живем внутри ремейка».

Тема ремейков на «Нике-24» сквозной не стала. Более последовательной была винительно-ругательная линия. Она достигла накала, когда на сцене оказался Семен Слепаков (когда-то капитан команды КВН из Пятигорска, сейчас – один из создателей фильма «Наша Russia: Яйца судьбы»). Он прилюдно повинился за свое кинодетище и под гитару спел песенку, последовательно выстраивая в ней и панораму современного нашего кино, и забивая гвоздь за гвоздем в крышку его же гроба, попутно отвечая на вопрос: «Где российское кино?» «Там, где грустно и темно┘ В нашей русской кинопопе». Слепаковская художественная самодеятельность пришлась примерно на середину церемонии. Дальше было уже не так остро и не так интересно. Яркие номера никак не складывались в единое целое, множились шутки, иногда совсем плоские, и благодарности спонсорам, иногда совсем не прикрытые, а также к делу и не к делу вспоминали всевозможные патриотические круглые даты.

Перекосы прослеживались и в распределении призов. Когда судили анимацию, выбор выглядел логично. Если 75-минутный пластилиновый «Гадкий утенок» Гарри Бардина соперничает с двумя рисованными 15-минутными мультфильмами, ясно же, кому достанется «Ника», хотя бы из-за явной технологической асимметрии. Логично было, когда выбирали победителя в номинации лучшая женская роль первого и второго плана и отдали премии Нине Руслановой и Ирине Муравьевой. Их игра в совершенно не обязательной, вроде бы беспричинной комедии «Китайская бабушка» действительно заставляет почтенно склонить голову. Вряд ли будут спорить, особенно женская половина, по поводу Владимира Машкова – лучшего актера первого плана (фильм «Край»). И по поводу Евгения Миронова – лучшего актера второго плана («Утомленные солнцем-2»), все-таки в неживом фильме живой герой. Миронов даже пошутил: «Второй раз мне Никита Сергеевич Михалков предоставляет эпизод, и второй раз я за него получаю награду». Безусловно, заслужил свою, между прочим, первую «Нику» Сергей Юрский – за «Честь и достоинство» (он, кстати, заметил со сцены, что ни разу не был даже номинантом на какую-либо премию, чем ввел публику в заблуждение – Юрский и лауреат «Золотой маски», и лауреат «Кинотавра»). Радостно за Дмитрия Мамулию, который снял фильм «Другое небо», вложив туда аккуратно сделанный слоеный образ современного мегаполиса, – он стал открытием года на «Нике». Очевидно, что трудно было обойти вниманием международного фестивального любимца «Овсянки»: ему дали призы за музыку (Андрей Карасев) и за лучший сценарий (Денис Осокин). Не могли обойти и другого успешного фестивальщика – полярную драму про метеорологов «Как я провел этим летом», ее режиссера, Алексея Попогребского, признали лучшим. «Брестской крепости» дали премию за лучшую звукорежиссуру (Филипп Ламшин, Анатолий Белозеров), лучшую работу художника (Алим Матвейчук) и лучшую работу художника по костюмам (Сергей Стручев, Владимир Корецкий). Это тоже понятно.

Не очень понятно, как «Ника» за лучшую операторскую работу досталась фильму «Край» при гораздо более интересных в этом отношении конкурентах – «Овсянках» и «Как я провел этим летом». На счету оператора Юрия Клименко много удачных фильмов, где кадр хочется останавливать, изучать, разглядывать, измерять. Но «Край»? И совсем уже непонятно, как он победил в главной номинации и стал лучшим фильмом 2010 года. За выдуманную, одноразовую историю? За подголливудский финал? За то, что «Оскар» обошел его вниманием? Тут уж гордый полет богини Ники скорее напоминает упражнения в свободном падении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
459
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
830
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
484
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
376

Другие новости