0
1218
Газета Культура Интернет-версия

30.03.2011 00:00:00

Кто у кого в плену

Тэги: инновация, премия, война


инновация, премия, война Еще один, мирный мост – в двух шагах от видео арт-группы «Война».
Фото автора.

Шестая выставка номинантов «Инновации», ежегодного Всероссийского конкурса в области визуального искусства, как и прежде, открылась в Государственном центре современного искусства. Из 287 поданных заявок в шорт-лист по традиции вошли по пять претендентов в пяти номинациях. Главная интрига разыгралась 1,5 месяца назад, когда среди обнародованных претендентов в главной номинации «Произведение визуального искусства» оказалась группа «Война», двое участников которой в тот момент находились в СИЗО за другую акцию. «Войну» то исключали, то включали в список участников. Но на открытии выставки, за полторы недели до вручения «Инновации», вновь не обошлось без скандала.

Многие шли на войну. Вернее, из-за «Войны»: щекотливая ситуация, когда на госпремию выдвигают художников, этим государством преследуемых. Снова спрашивать, является «Х.й в ПЛЕНу у ФСБ» искусством, политическим жестом или хулиганством (сразу всем!), бессмысленно. Ответ – номинация. Однако довольно быстро над этой номинацией нависла угроза из-за того, что ее с художниками просто не согласовали. В конце концов вроде бы вернули: в списке номинантов – есть, в зале – видеодокументация акции. Не тут-то было. Такой пресс-конференции московские журналисты не видели давно. Обсуждали «х.й» и «член», отношение к «Войне» Алексея Плуцера-Сарно, который официально именуется другом группы, а не ее участником. А посему и решать относительно участия/неучастия в конкурсе не имеет права – между тем спросить смогли только его мнение. Если взять шире, премия наткнулась на подводные камни организационного толка. Если без доброй воли художников выдвигать их нельзя, то как теперь быть? А если «Войну» оставят и, чего доброго, признают победительницей, то кому именно вручат награду – список имен авторов акции неизвестен (часть авторов анонимна)┘

В итоге экспертный совет обратился к оргкомитету премии, который перевел стрелки обратно и предложил экспертному совету заново подтвердить участие «Войны» в соревновании. «Мы невнятно проработали положения конкурса», – признал председатель оргкомитета Михаил Миндлин. К следующему разу подумают, как доработать. Премия попала в плен собственных правил. Все, организаторы и художники «Войны», – в плену у собственных принципов, все заложники ситуации. «Инновацию» упрекали в отсутствии интриги, противопоставляли частной Премии Кандинского. Ждали скандала – он пришел.

Важное дополнение – с этого года «инновационный» бюджет вырос. Если раньше цена вопроса главной номинации «Произведение визуального искусства» составляла 250 тыс. руб., то теперь сумма увеличилась до 400 тыс. руб. Еще в трех конкурсных позициях («Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание», «Региональный проект современного искусства») «Инновация» тоже набрала в весе: теперь это не 150 и 200 тыс. руб., а 200 и 250 тыс. руб. Не подорожала (100 тыс. руб.) только «Новая генерация» – очевидно, молодых государство баловать и особо поощрять не настроено. На внеконкурсной основе «За творческий вклад в развитие современного искусства» наградят Илью и Эмилию Кабаковых, которые взяли самоотвод в 2009-м. А «За поддержку современного искусства» отметили коллекционера и мецената Германа Титова, активно издающего книжки по московскому концептуализму.

Сравнительно небольшой зал ГЦСИ расчерчен закутками с инсталляциями и книгами, завешан экранами с документациями акций и слайд-шоу о выставках. Одни из главных акцентов экспозиции – доминирующие над пространством «Показательный процесс» Ирины Кориной (она уже получила свою «Инновацию» за 2007-й как молодая художница, теперь «борется» за Гран-при) и «Продолжение осмотра» Ани Желудь («Новая генерация»). Туго, но верно вытекающий из клетки разноцветный пластилин у монументалистки Ирины Кориной – метафора неискоренимого подспудного стремления к свободе. Неподалеку в сложные отношения с пространством, с разными значениями заполненности и пустоты вступают пустые шкафы и проволочные объекты Ани Желудь. К слову, обе инсталляции заново сделаны специально для выставки.

Собственно современное искусство в чистом виде – за скобками скандалов и организационной невнятицы – маркирует тут несколько трендов. Во-первых, замечены новые биеннале современного искусства. За звание «Регионального проекта» борются две «новорожденные» 2010 года – I Южнороссийская биеннале в Ростове-на-Дону и I Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге. Кроме того, на роль лучшего кураторского проекта претендует Дарья Пыркина с выставкой Glob(E)Scape, прошедшей в рамках уже II биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Все это лишний раз подтверждает стремление России работать в давно принятом на международной арт-сцене формате. Освоившись с ним, мы теперь будем его воспроизводить до бесконечности – ведь модно.

Во-вторых, в фокус внимания попал гендерный вопрос в искусстве – об этом видео Полины Канис «Яйца» («Новая генерация») и каталог выставки «ZEN d'АРТ»: Гендерная история искусства на постсоветском пространстве. 1989–2009», проекта Наталии Каменецкой и Оксаны Саркисян (позиция «Теория. Критика. Искусствознание»). В-третьих, не обойтись «Инновации» и без новых технологий. Лучшим «Произведением визуального искусства» желают стать инсталляция «Поля 2, Кум» объединения «Куда бегут собаки» и 3D- стереоинсталляция группы «Синий суп». В первом случае под лоханью «с магнитной жидкостью» помещен «механизм с магнитами», все это устройство чутко реагирует на движение зрителя, трансформируясь во вращающийся глаз, – вспоминается Big Brother is watching you. А «Синий суп» пускает по экрану медитативное, укачивающее плескание некой жижи, отдаленно напоминающей морские волны или гейзеры.

Кураторские проекты исследовали два из многих «наших всё» – вариации на тему авангарда («Русские утопии» в «Гараже» под предводительством Юлии Аксеновой и Татьяны Волковой) и концептуализм («Поле действия» осматривали Александра Данилова и Елена Куприна-Ляхович). Но более новаторским кажется кураторское дело Юрия Аввакумова и сотрудников Московского музея современного искусства – «День открытых дверей. Особняк-гимназия-клиника-музей». Поскольку выставка встроилась в необычную музейную стратегию – это была вторая из трех экспозиций, периодически тасующих музейную коллекцию по тематическому принципу. К тому же «День┘» изящно обыгрывал историю музейного здания.

Времени до присуждения премии 7 апреля – всего ничего. «Война» – яркая ставка. Хотя давай не давай им «Инновацию», все равно будет много несогласных. Но прежде хочется знать: будет ли вообще эта «Война»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1144
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1788
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1657
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3093

Другие новости