0
1726
Газета Культура Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

С чего начинается новая Родина…

Тэги: михайловский театр, балет, премьера


михайловский театр, балет, премьера Экзерсисы Дуато. Сцена из премьерного балета на музыку Пярта.
Фото РИА Новости

Если так пойдет, очень скоро спектакли, созданные иностранными знаменитостями специально для наших театров, станут обыденностью. Но пока магическое очарование слов «мировая премьера» еще не потеряло для нас новизны, насладимся чувством законной гордости. Победу в борьбе за испанское наследство одержал Михайловский театр. 15 марта здесь состоялась премьера одноактовок нового худрука Начо Дуато. К двум хитам 90-х годов – «Без слов» на музыку Франца Шуберта и «Дуэнде» на музыку Клода Дебюсси – на питерской сцене маэстро добавил продукт первой свежести (по крайней мере по времени изготовления) – Nunc Dimittis Арво Пярта.

И Дуато, и критики не раз пытались посадить его воздушные балеты на философскую «подушку». Но в лучших работах, будь то экзистенциальная «Без слов» или навеянный мотивами мавританской Испании «Дуэнде», хореографу удается создать плетение столь редкой красоты, что красота эта сама по себе – и сюжет, и программа, и философия. Она явно вдохновила труппу Михайловского театра, хотя одним, как Екатерине Борченко (кстати, номинантке «Золотой маски» этого года за партию Одетты-Одиллии), Ирине Перрен или Леониду Сарафанову, новая пластика дается легче, другим – сложнее. Между тем трудности, похоже, поджидают не только питерских артистов, но и испанского гостя. Nunc Dimittis продемонстрировал, что перед необходимостью овладения новой ситуацией и новой фактурой Дуато растерялся. Нарядил танцовщиц в богато усыпанные чем-то блестючим нелепые сарафаны цвета развесистой клюквы. В отданной Борченко сольной партии (должно быть, в качестве поклона новой балетной родине) пробросил пару-тройку лебединых поз. В остальном же под музыку на текст молитвы Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши┘» сочинил нечто вполне среднестатистическое и неожиданно не по-европейски претенциозное. Растерянность хореографа по-человечески объяснима. Уж очень круто повернулась карьера. Уж очень чужд и требователен этот северный город.

На днях Михайловский балет в рамках фестиваля «Золотая маска» привозит свои спектакли в Москву. Однако Nunc Dimittis в гастрольный репертуар не включили. В программу вечера одноактных балетов 19 марта вместе с номинированными «Минорными сонатами» в хореографии Славы Самодурова войдут апробированные «Дуэнде» и «Без слов».

Эта масочная неделя выдалась очень насыщенной: мариинские премьеры («Спартак» и целых три версии «Анны Карениной» – с Дианой Вишневой, Ульяной Лопаткиной и нынешней номинанткой Екатериной Кондауровой), Дуато, Самодуров и, наконец, воссозданное Михаилом Мессерером «Лебединое озеро», которым 20 марта Михайловский театр закроет свои московские гастроли. Собранные вместе, эти спектакли составляют парадоксальную картину. Проще всего артистам, когда спектакль (как «Анна Каренина» Алексея Ратманского) не имеет четко выраженной стилистики, сценарий – сплошь общие места, хореография, что называется, из подбора. Совсем грустно, если (как это случилось с восстановленным в Мариинском театре «Спартаком» Леонида Якобсона) уникальность авторской стилистики очевидна, как и тот факт, что совладать с ней сегодня не в состоянии не столько артисты, сколько взявшиеся за возобновление постановщики. В результате вместо гениально стилизованного Якобсоном имперского Рима на сцене – глянцевитый банк «Империал». Счастье, если найдется в труппе Екатерина Кондаурова (Эгина), кому не надо пыжиться, чтобы быть царственной, ломаться, чтобы быть сексуальной, чьей интуиции подвластны и Форсайт, и Якобсон, а актерский дар оживит даже выхолощенную балетную Каренину. Но такие артисты редкость.

В последнее время, когда все больше в нашем балете всякого разного, нагляднее становятся первостепенная значимость и далеко не вспомогательная роль педагога. И тут неважно, принимается ли за постановку маститый Дуато или начинающий Самодуров, переносится ли на другую сцену Килиан или возобновляются для нового поколения исполнителей Петипа, Горский, Якобсон или Чабукиани. Чтобы зритель мог отличить одного от другого, а знаток – насладиться нюансами, с труппой на всех этапах должны работать настоящие профессионалы. В Михайловском в силу обстоятельств ситуация сложилась едва ли не идеальная. Один из лучших в мире педагогов (Михаил Мессерер), один из лучших в мире хореографов (Начо Дуато) и готовая развиваться труппа – у них в руках. Для успеха - почти полынй набор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
434
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
441
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
472
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
512

Другие новости