0
1187
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2011 00:00:00

Будем знакомы

Тэги: музыка, проект, европа, россия


музыка, проект, европа, россия Владимир Тарнопольский рассуждает о необходимости музыкального диалога между Россией и Европой.
Фото ИТАР-ТАСС

«Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев» – так называется проект, который проводит Студия новой музыки при Московской консерватории. В течение года пройдет серия концертов, каждый из которых посвящен одной из европейских стран. Главное событие проекта – 18 мировых премьер. Подробности – в интервью художественного руководителя Студии новой музыки Владимира ТАРНОПОЛЬСКОГО корреспонденту «НГ» Марине ГАЙКОВИЧ.

– Владимир Григорьевич, в чем идея этого проекта?

– Мы – россияне и европейцы – очень мало знаем друг друга. Я прочитал в одной статье, что всего 4% россиян были в Европе – это очень мало. Хотя количество европейцев, которые приезжали к нам, думаю, на порядок меньше. У них представления о России очень полярные: либо художники, воспитанные на литературе, видят романтизированный образ – просторы, зима, духовные люди; либо – «Брат-2», разборки и так далее. Они нас не знают. Мы, пожалуй, знаем их лучше, но не понимаем абсолютно. И хуже всего с музыкой. Литература все-таки переводится, театры привозятся, кино смотрим, а в области музыки мы, я бы сказал, антизнакомы. Есть конкурс «Евровидение», где представители стран поют песни и выявляют свои особенности. Но это не просто дикий китч, это бесполезное и даже вредное мероприятие. К сожалению, если в Европе оно отражает лишь тенденцию, то у нас – магистральную линию: когда не модно быть интеллектуалом. Идет попсоризация, примитивизация.

Вот, собственно, из этих соображений и родилась идея проекта. Правда, замечу, она в принципе лежит в русле всего того, что мы делали. Безо всяких годов вроде Года Франции в России мы и так играли и французскую музыку, и итальянскую, немецкую и так далее. Мы знакомим с музыкой этих стран нашу публику, а, будучи в Европе, играем преимущественно русскую музыку либо ранний русский авангард.

– Это желание принимающей стороны или ваше?

– Обоюдное. Когда мы им что-то предлагаем, заранее предугадываем их желание. Мы хотим – как бы это ни пафосно звучало – сблизить Европу и Россию, и идея заключается в том, чтобы провести серию диалогов стран. Мы выиграли проект, финансируемый Евросоюзом. Для участия в этом проекте мы пригласили наряду с Францией, Австрией и Италией страны Восточной Европы – это Латвия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария. То есть выбрали необычный для нас и современной музыки ракурс. Еще один участник нашего проекта – редко появляющаяся не только у нас, но и в континентальной Европе Англия. Но при этом оставили в стороне Германию – в музыкальном отношении это отдельный континент.

– В чем суть проекта?

– Мы выбрали по одному композитору, каждый представляет одну из этих стран. Композиторы очень известные, но не суперзвезды. Мы сознательно не обращались к представителям высшего уровня. Для нас напишут Гундега Шмите из Латвии, а из Румынии – Дан Дедиу. Тема их сочинений связана с Россией – нашей литературой, искусством. А российские композиторы, наоборот, напишут музыку, связанную со странами – участницами проекта. Например, первый концерт открыл австриец Роланд Фрайзитцер, он учился в Москве у Денисова, а в ответ музыку написал Фарадж Караев, который очень любит Австрию.

– Наши композиторы сами выбирали, о какой стране будут писать? Не поссорились?

– Нет! Все замечательно сошлось. Да я и сам знал, кто на что клюнет, так примерно и получилось. Конечно, первые, кому я предложил – а это Фарадж Караев, Юрий Воронцов, – имели преимущество. Оставшаяся часть программы будет дополнена произведениями классики авангарда. Допустим, на первом, условно, русско-австрийском концерте прозвучал фрагмент оперы русского композитора Николая Кондорфа «Марина и Райнер», по переписке Марины Цветаевой и Рильке, и пьеса Мoz-Art Шнитке. Один из наших концертов – итальянский – станет частью фестиваля «Московский форум», посвященного перекрестному году.

– Этот проект рассчитан только на Москву?

– Нет. Потом новые сочинения будут исполняться на концертах в регионах. Мы всеми силами хотим противостоять пониманию, что современная музыка – это попса.

– Этот проект не повод поговорить на тему, существует ли в современной музыке проблема глобализации, когда композиторы имеют возможность поглощать все существующие тенденции – в технике, эстетике – и теряют национальную самоидентификацию?

– Это очень хороший вопрос. Я даже делал на эту тему доклад в Германии. Мне кажется, это в первую очередь касается поп-культуры, которая полностью уничтожила национальные культуры. Где сегодня великое итальянское кино? Да и немецкого не так много... К счастью, в музыке это не так. У меня даже обратная концепция сложилась. Конечно, мы не говорим о национальном, в Европе, особенно в Германии, это почти табу. То, что когда-то начиналось и развивалось как этнонациональное, сегодня превратилось в культурно-национальное. Вот есть, скажем, Франция – там живут сейчас корейские композиторы, русские и так далее. Но то, что они делают там, находится в русле французской парадигмы развития. Она была начата как национальная и пошла еще от Рамо – это интерес к краске, тембрам – и активно развивалась в ХХ веке. А сегодня есть и, скажем, норвежские композиторы, которые работают в той же манере.

Или еще один пример. В Германии живет знаменитый композитор Марк Андре, это культовая фигура. Он француз. Но во Франции его не исполняют, и, когда я спрашиваю у своих французских друзей, почему, они отвечают: «Так он же пишет немецкую музыку». И наоборот, есть немецкие композиторы, которым интересна французская эстетика, и их в русле этой традиции рассматривают. Так что сегодня, на мой взгляд, часть понятия «индивидуальность» включает не национально-этническое, но национально-культурное.

Больше скажу: сегодня эта разница парадигм еще больше ощутима, чем сто лет назад. Голландцы, которые территориально находятся между Францией и Германией, пишут совсем другую музыку.

– А русская культура – всеответная?

– Проблема в том, что после полувекового вакуума – поскольку это было частью идеологии – наша всеответность имела не только положительные стороны, но и отрицательные. Каждая из великих культур прошлого нашла свой мощный путь, а в России эта парадигма была потеряна, и сегодня ее нет. Когда на пустынной почве молодые композиторы знакомятся с какой-то музыкой, не важно – голландской, французской, – то, не имея никакого иммунитета, они воспринимают это как абсолютную и единственную ценность. Поэтому, я помню, после фестиваля голландской музыки у нас появилось много композиторов а-ля Андриссен – это было в 1994-м. Когда мы показали сочинения Хельмута Лахенмана, появилось много лахенманов и у нас.

Кстати, современную немецкую музыку очень редко играют за пределами Германии – не больше, чем русскую музыку, – несмотря на то, что на родине в нее вкладываются огромные деньги. А вот многие наши композиторы, живущие там или даже здесь, испытывают очень сильное влияние немецкой музыки. С одной стороны, мы очень благодарны Германии – они задают планку, но, с другой стороны, когда это переходит границы – это уже культурный империализм. Когда мы говорим о глобализации современной музыки, то имеем в виду реальное и очень сильное влияние прежде всего немцев. Очень важно вводить различные инъекции – поэтому Студия новой музыки играет французскую, итальянскую, голландскую музыку, чтобы показать, что мир разнообразен.

– А сегодняшние студенты? Они что – чувствуют себя европейскими композиторами?

– Каждый по-разному. Кто начинает искать авангард, обязательно уходит в немецкие традиции – потому что влияние велико. Трудно молодым композиторам найти самоидентификацию, потому что корни были потеряны. Мозг может жить без крови несколько часов, у нас не было контактов с современной музыкой шесть десятилетий – это очень опасно. Мы – молодая культура в области современной музыки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1802
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1528
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1335
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости