0
1718
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2011 00:00:00

Зачем команданте нимб?

Тэги: искусство, куба, выставка, гараж


искусство, куба, выставка, гараж Назад в бунтарское прошлое.
Фото с официального сайта ЦСК «Гараж»

Из собрания основанного в 2005-м Arpad A. Busson Foundation кураторы Марк Сандерс и Юлия Аксенова отобрали около 250 винтажных снимков, сопоставляющих кубинскую революцию с кубинскими буднями, прочерчивающих продолжительную временную ось с 1945-го по 1968-й. В этом показе революция оказалась одой духу свободы не меньше, чем одой молодости Фиделя Кастро и Че Гевары. Причем Че тут – кумир, которого после смерти почитали чуть ли не за святого. И смерть его рассматривается с поразительной дотошностью, в том числе на снимках, которые до Москвы видели только на нью-йоркской выставке о Кубе в 2010-м.

Почтение к обаянию Че не прорвалось в «Гараже» развалом значков-маек: в местном магазине на тему новой выставки – исключительно каталоги с его портретом на обложке. На том, что Че Гевара в славе обогнал Фиделя Кастро и стал сувенирным образом, здесь не настаивают. Знаменитое «Hasta siempre Comandante» не поют. «Культ личности» покажут иначе. В частности, с помощью культового портрета Альберто Корды. Сделанного в 1960-м, год спустя опубликованного в газете Revolution, а статус официального приобретшего после того, как в 67-м итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли превратил его в плакат.

То, что сразу после Нью-Йорка Куба (в несколько измененном, расширенном фотоварианте) переместилась именно в Москву, по-своему символично. Хотя поначалу советское руководство не спешило записывать Остров свободы в соцлагерь, все же Кубу признало и даже разместило там ядерные ракеты, Карибским кризисом обострив и без того неладные отношения со Штатами. Куба стала родственницей, Фидель приезжал в Москву – вот экспозиция живописует, как они с Хрущевым охотятся. Вот в объективе Дмитрия Бальтерманца Фидель идиллически съезжает с горочки на коврике, вот катится на тройке┘ Помимо коммунистического прошлого, сам революционный дух, сменившийся диктатурой, конечно, найдет тут благодатную почву – хотя про правление и репрессии Кастро в данном случае не рассказывают.

Революция предстала такой, какой ее хочется видеть. Она молода, как ее лидеры. Красива – на смерти и крови не слишком «настаивают», тут скорее все-таки история в ярких лицах Фиделя и Рауля Кастро, Эрнесто Че Гевары, Камило Сьенфуэгоса. С горящими глазами и жадная до свободы. Образ романтический – как и та свобода, которую они искали. Кстати, и в залах в первые дни после открытия в основном молодежь. Построена эта история на антитезе войны и мира. От переворота Фульхенсио Батисты, от черно-белого (в прямом и в переносном смысле) сопоставления жирующих империалистов-капиталистов и нищих крестьян, где апофеоз – сфотографированная Кордой девочка с поленом вместо куклы, к «Движению 26 июля», к студенческим восстаниям, к судну «Гранма». Тут есть Хемингуэй и тощий рыбак Ансельмо, которого все узнают по «Старику и море». Тут видно, как оружие становится действующей декорацией повседневной жизни людей. Тут на снимке Энрике Менесеса Че Гевара разбавляет революцию чтением Гете, а на фото Освальдо Саласа Фидель Кастро с сигарой изучает газетную статью об угрозах его жизни.

Герои революции не просто в фокусе внимания, из них составили прямо-таки «иконостас» – или доску почета, смотря как назвать. Картье-Брессон, еще в

63-м году описывая свои кубинские впечатления, можно сказать, предрек то, что еще только произойдет с Че Геварой: «В нем нет ничего от мученика за идею. Возникает ощущение, что стоит кубинской революции пойти на спад, необычайно живучий Че тут же возникнет где-нибудь в другом месте». Как в воду глядел. Предпоследний экспозиционный зал, озаглавленный «Смерть и возрождение Че Гевары», посвящен провалившейся революции в Боливии и расстрелу Че. Мертвого мятежника рассматривают со всем тщанием – здесь даже экспонируют найденные лишь в прошлом году снимки британского журналиста Брайана Мозера. Куратор Марк Сандерс сравнивает снимок Фредди Альборта Триго, где полиция демонстрирует прессе труп Че Гевары, с хрестоматийным ренессансным «Мертвым Христом» Мантеньи. И даже рука полицейского, получается, вроде как обрисовывает нимб. Зачем это революционному герою?

Простые боливийцы и вовсе выбрали себе Че новым святым, хотели реликвий, правительство, ждавшее доказательств смерти, относилось к нему с не меньшей страстью. В подтверждение кончины Че президент Боливии Рене Баррьентос Ортуньо приказал изготовить посмертную маску, но из-за незнания врачей вместе с гипсом стала сходить кожа – тогда команданте отрезали руки, с которых сняли отпечатки пальцев.

Однако кураторы, хотя и не стремятся к хеппи-энду, пугать зрителя явно не хотят – не надо ему грустить. Поэтому после страшных видов мертвого команданте делают неожиданный переход к вполне духоподъемному постскриптуму про кубинскую молодежную субкультуру – про новую молодость, про другую свободу, про официальные пародии на The Beatles, лишь разжигавшие к ним интерес. Есть здесь и про кубинских эмигрантов, переезжающих в США. Революция прошла – кому посмертный нимб, кому другая жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1624
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3175
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2652
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2360

Другие новости