У Саввиной все роли – выдающиеся.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Когда говорят или пишут о Саввиной, и делают то и другое наскоро, Саввина получается актрисой трех ролей, это стандартный набор из трех фильмов: «Дама с собачкой», «История Аси Клячиной...» и «Гараж». Кстати, роли все – выдающиеся, оправдывающие все ее громкие звания, премии и народную артистку СССР. В труппе Московского Художественного театра имени Чехова их, народных СССР, после ухода Невинного осталось двое – она да худрук Табаков.
Строгая, даже на театральных мхатовских праздниках часто держится отдельно, кажется, подойдешь к ней с вопросом – тут же «отбреет», «отставит», – та самая строгость, которая когда-то, вероятно, и дала основания к недоброй эпиграмме Гафта. Впрочем, известна, причем всем известна, и другая, мягкая ее манера, чувство юмора, с которым она озвучила и создала в итоге характер Пятачка из «Винни-Пуха» (если перечисляют в каком-то коротком списке не три роли, а больше, так четвертая – конечно, Пятачок из мультфильма).
Саввина – из актрис с умом, ум ей, вероятно, в актерской ее работе помогал не особо-то, скорее создавал трудности. Другая бы, не думая, согласилась сыграть в продолжении «Аси Клячиной...» – в конце концов, не важно, какой выйдет фильм, роль-то будет ее, и ничья больше. Роль, хотя в продолжении она и не сыграла, тем не менее все равно осталась ее. Женщина городская, она сыграла Асю Клячину так, что... фильм на полку положили. В «Даме с собачкой» – не зря же Иосиф Хейфиц выбрал на главную роль ее, без профессионального актерского образования. В этом фильме, пожалуй, нет никакого истолкования Чехова, поскольку Саввина сыграла – то самое, что у Чехова написано. Какое-то простодушие, такую печаль в глазах, такую русскую душу... Сколько рядом тогда, вокруг было крупных, даже великих актрис, а сыграть, как она, и тогда бы никто не смог, и сегодня никто повторить не сумеет.
Она вышла из Студенческого театра МГУ, сама окончила журфак, театр любительский, тем не менее – легендарный, а его спектакли тогда разглядывали под лупой, как позже – спектакли Таганки. Но кое-что они успели сыграть, в частности Когоута, и Саввина играла в этом спектакле главную роль. В театре лучшие ее роли – небольшие, Хлестова в «Горе от ума», большая – Лика в «Московском хоре», Миленина в «Заседании парткома», в последнем спектакле Ефремова – Анфиса из «Трех сестер». В кино ей, пожалуй, повезло больше: была замечательная Власенкова в «Открытой книге», Аникеева в «Гараже», за одну эту ее роль уже было понятно, что фильм просто так выпускать на экраны всего СССР не стоит... Сегодня в Художественном театре главная, хотя не единственная ее роль, – в «Рождественских грезах», полусказке Надежды Птушкиной, где ее биография, актерская в первую очередь, кстати: постаревшие ее героини то и дело проглядывают сквозь серьез и иронию влюбленной в Диккенса матери. Впрочем, оптимизм Пятачка – время от времени тоже проклевывается.