0
2290
Газета Культура Интернет-версия

28.02.2011 00:00:00

Дело Бейлиса

Тэги: мхат, премьера


мхат, премьера «Голубок и горлица никогда не ссорятся...». Елена Коробойникова и Сергей Габриэлян.
Фото с сайта театра

Может, потому еще мне так не понравилась премьера «Школы злословия» во МХАТе имени Горького, что в детстве я часто слышал от мамы восторги по поводу легендарного мхатовского спектакля с Андровской и Яншиным. Мама рассказывала и пела куплеты из спектакля: «Голубок и горлица никогда не ссорятся, дружно живут...» Впрочем, в спектакле, который поставил в доронинском МХАТе режиссер Владимир Бейлис, хватает и собственных недостатков.

«Постмодернистским опытам будет легче жить, если рядом жива будет сильная классическая традиция» – примерно такова была мысль писателя Юрия Полякова, которому спектакль Бейлиса понравился. Я с ним согласен: именно – сильная традиция, не Бейлису ее представлять. Не страшно, что пьеса сильно сокращена, нет в спектакле ни пролога, написанного великим Гарриком, ни стихотворного эпилога – наше время требует краткости и иных, стремительных скоростей. Но если ты отстаиваешь традиции, вероятно, стоит позаботиться, чтобы герои, английские аристократы, не путались в ударениях: не передАл, а пЕредал, не Умно, а умнО, не обеспечЕние, а обеспЕчение и т.д. Главный герой, сэр Питер Тизл, едва выходит на сцену, тут же закуривает. Закроем глаза на мелочи: сигариллы изобрели сравнительно недавно. Не мелочь: герой закуривает, как будто прикрываясь ладонью от ветра, стоя в подворотне, – лондонский сэр, конечно, был церемоннее. Зачем подставляться, тем более что в пьесе нет указания на то, что сэр Тизл закуривает? Слуги в спектакле узнают о тех или иных посетителях, не покидая сцены, точно информация поступает им в невидимые наушники или по иным каким современным каналам связи. Молодой Чарльз представлен в пьесе мотом и бонвиваном, однако в спектакле Бейлиса веселая вечеринка в доме молодого – опять же! – аристократа больше напоминает пирушку в одном из салонов Тулуз-Лотрека, а ведь это не одно и то же. И т.д.

При этом слушаешь текст и даже расстраиваешься: куда как современно! Девушка из обедневшей семьи выходит замуж за богатого старика, а он – не умирает, подругам везет, а ей – никак! По словам – немало замечательного, злободневного: дядюшка из Индии, скрываясь в образе приятеля ростовщика, скупает портреты родственников в доме своего племянника: «Членов парламента продают и покупают, я думаю, впервые...» Над этой фразой в Лондоне смеялись и в пору первого представления комедии, в 70-е годы ХVIII века. Публика реагирует не на все подобные замечания, хотя как раз слышно во МХАТе имени Горького должно быть всем: актеры, почти все, не говорят – кричат, что, конечно, сильно обедняет интонационные возможности (пример – рядом: брали бы его с Генриэтты Ромодиной, которая наверняка видела и помнит старый легендарный спектакль). Зато без микрофонов – и разговаривают, и даже поют.

Невозможно не заметить потраченных сил. Хороши костюмы, придуманные Витой Севрюковой, в которых чувствуется и уважение к эпохе, и игра «в Англию», – видно, что даже чулки выполнены на заказ. Но как доходит до дела... Сергей Габриэлян (сэр Питер) первую или вторую свою реплику посылает в зал. Можно и так, но спектакль явно не учитывает возможность диалога с публикой, а игра Габриэляна – вся в, кажется, близком самому актеру духе комедии дель арте. Хороша Елена Коробейникова в роли юной жены старого Тизла, впрочем, режиссер почти не дал актрисе шансов проявить сложность натуры – своей или своей героини.

Одним из самых отрицательных героев спектакля стал ростовщик Мозес. Вот что занятно (скажем, так): к примеру, в «Венецианском купце» Шекспира еврея Шейлока можно сыграть и злодеем, и наоборот – желая показать (так играли после Второй мировой), что даже неприятный человек – еще не повод убивать его. Мозес у Шеридана – не таков. О нем говорят: «Почтенный еврей, который, надо отдать ему справедливость, сделал все, что было в его силах, чтобы умерить расточительность племянника». То, что в спектакле, который поставил Владимир Бейлис, этот герой так непригляден, позволяет судить о неприглядности самого Бейлиса, Дорониной же новые поводы к обвинениям или даже подозрениям в разжигании не лучших национальных чувств явно ни к чему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1808
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1536
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1340
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
974

Другие новости