0
1039
Газета Культура Интернет-версия

28.02.2011 00:00:00

Назад, за Фокиным! Вперед, за Фокиным!

Тэги: александринский театр, режиссер


александринский театр, режиссер Валерий Фокин. С Достоевским по жизни...
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Впору вспомнить лозунг Луначарского: «Назад, к Островскому!», лозунг, который так вдохновил Всеволода Мейерхольда, гению которого, памяти его режиссер и худрук Александринского театра служит и верен, имея в виду, что помимо Александринки Фокин еще и создатель, и руководитель московского Центра имени Вс.Мейерхольда. Разные образовательные программы, правда, то затухают, то вновь приковывают к себе внимание – то Арто, то античность, – Мейерхольд был, конечно, академичнее, последовательнее, но и время нынешнее – тоже другое. Да и о последовательности Мейерхольда тоже можно поспорить. А с Мейерхольдом Фокина связывает, конечно, не только московский центр, но и Александринка тоже.

Возглавив старейший, императорский, а также – старинный многоярусный театр, Валерий Фокин как будто заново почувствовал вкус к новому, а само новое тоже увидел иначе, его жизнь в Александринском театре – это и дань золоту лож, актерским традициям этой сцены, и неизменный «дух перемен», нынешняя Александринка живет во многом как парижский «Комеди Франсез», где иерархия старинной театральной системы не мешает приглашать радикалов или модернистов, Уилсона или Коршуноваса. В Петербурге уже поставили спектакли Кристиан Люпа, тот же Коршуновас, Теодорос Терзопулос, Андрей Щербан...

Первая жизнь Фокина прошла в «Современнике». Окончив Щуку, он тут же поставил «Валентина и Валентину», «С любимыми не расставайтесь», «Провинциальные анекдоты». Рощин, Володин, Вампилов, потом – Розов, все – герои того времени, главные его авторы. Символом перестройки, одним из них, стал спектакль Фокина в Ермоловском театре – «Говори!», само его название, открывавшее рот до того помалкивавшему народу. Но для людей театра одним из важных, этапных стал скромный, поставленный в репзале «Современника» спектакль Фокина по Достоевскому «И пойду, и пойду...», описанный до мелочей, где играли главные роли Константин Райкин и Авангард Леонтьев. Леонтьев потом сыграл Чичикова в одном из лучших спектаклей 90-х «Нумер в гостинице города NN». Потом Захаров долго шутил о спектаклях, которые можно поставить и в лифте, но этот «Нумер...» на 60 зрителей снова «зафиксировал» время, от «Говори!» – к мрачной, бессловесной трясине, где много упырей, мертвечины, а жизни – не ищи. Вторая – опыты «по следам Гротовского», в более или менее камерных пространствах, Радзинский, Кафка, Иван Савельев... Третья – Александринский, где «Ревизор», которого до того Фокин уже ставил в «Современнике», снова вывел очередного героя нашего времени. Между Хлестаковым и Гамлетом, со Львом Толстым и Федором Достоевским.

«НГ»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1808
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1536
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1340
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
974

Другие новости