0
1133
Газета Культура Интернет-версия

17.02.2011 00:00:00

Узкий круг

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Прощание с собственностью и с прошлым – не «по Чехову», а «по Томасу Манну».
Фото с сайта театра

Миндаугас Карбаускис поставил свой второй спектакль в РАМТе, взяв за основу роман молодого Томаса Манна «Будденброки». Режиссер остается верным себе в том, что именно значимая проза, а не драматургия, продолжает его вдохновлять на новые постановки. Эпический роман Томаса Манна (в своем роде немецкая «Война и мир»), по-толстовски охватывает три поколения рода немецких бюргеров. Они почти по-чеховски приходят к продаже семейного дома и закату былого могущества Будденброков. Однако все это режиссером сужено до локальной семейной истории.

Обкорнав, и весьма существенно, роман, практически начав историю со второго поколения Будденброков, не придумав или не захотев двигаться в сторону масштабности происходящего, Карбаускис навязал другую волю героям Томаса Манна. Они больше похожи на действующих лиц Гауптмана с их склонностью к взнервленной жестокости, а порой и беспощадной бессердечности другу к другу в узком кругу семьи. Смена масштаба – первое, что настораживает в самом начале спектакля.

Все мельчает, нет этого захребетного родового чувства в героях, объема в характерах, а потому нет и сожаления, когда колоссы падают. И хоть Сергей Бархин и постарался в сценографии укрупнить происходящее до размера эпики, режиссер не откликнулся на это предложение. Дом уподоблен протестантской церкви с впечатляющими сводами многовековых балок. Однако действие сосредотачивается в тесноте вокруг семейного стола в столовой. Здесь, как и в храме, все время звучит музыка, которую, впрочем, никто не слушает. Жену Томаса Будденброка режиссер и вовсе лишил слов. Холодная молчаливая красавица Герда (Оксана Санькова) все время проводит у инструмента и музицирует без конца. Потом точно так же и сын Ганно (Андрей Добржанский) сядет за инструмент, безучастный к жизни семьи.

В спектакле на удивление мало режиссерских придумок, на которые этот режиссер был всегда мастер. Например, в романе есть семейный дневник рода, который ведется из поколения в поколение. И в спектакле то и дело с огромной книгой выходят герои на авансцену, зачитывая или вписывая новые события, случившиеся в семье. Но чтение в театре не смотрится┘ Иллюстративностей в таком роде, увы, немало.

Да, угадывается нечто глубоко личное, тщательно скрытое в том, что Карбаускис взялся за «Будденброков». Режиссер прячет свой истинный мотив – имеет право, но его личное не становится в той же степени личным у актеров. Намека на современность при помощи кедов, в которые обуты актеры, плюс джинсы и футболки, в которые они одеты, маловато будет.

Казалось бы, сократив роман, было больше возможностей привести актерскую игру к ансамблю. Однако и этого не произошло. Актеры, особенно три главных действующих лица – Тони (Дарья Семенова), Том (Илья Исаев), Христиан (Виктор Панченко), – кажутся приглашенными из разных театров: Исаев – из Малого, Панченко – из какого-то студенческого коллектива, а Семенова пришла от авангардистов. В результате мы видим не братьев и сестру, а трех чужих друг другу людей не по способу общения (таким оно и должно быть), а по способу физического существования. Что случилось с талантливой Дарьей Семеновой? Половины текста не слышно, непонятно, кого же в результате играет актриса: Тони Будденброк или просто Тони? А младший брат и вовсе водевильный персонаж, демонстрирующий, как его перекашивает от невралгии. Пожалуй, нашла характер в полной мере только Татьяна Матюхова, сыграв служанку Иду.

Самая выразительная и темпераментная сцена в спектакле – дележ наследства между двумя братьями – Томом, главой семьи (Илья Исаев), и непутевым братом Христианом (Виктор Панченко). В то время как женщины разбирают и пакуют фарфор Будденброков, братья ожесточенно кричат по поводу прав в долях и превращаются на наших глазах во врагов, ненавидящих со всей страстью друг друга. Клан Будденброков не может пройти испытания наследством.

Однако для интерпретации романа одного происшествия мало. Слишком сужены мотивации и выхолощен исторический контекст. У Манна вырождается не столько клан Будденброков, сколько все честное бюргерство. Новая историческая сила предпринимательства без чести и правил потребует только цинизма. И если Манн опечален подобным ходом вещей, то Карбаускис чуть ли не злорадствует, мол, так вам и надо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1381
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
886
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1592
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1223

Другие новости