В этом коконе поп-диву Леди Гага и внесли в зал. Как всегда – пафосно и безвкусно.
Фото Reuters
53-я церемония награждения лауреатов премии «Грэмми» прошла в минувшее воскресенье в Лос-Анджелесе. Музыкальный «Оскар» нашел своих обладателей: эксцентричная Леди Гага, которая появилась на сцене в прозрачном коконе и резиновом костюме, названа лучшей поп-певицей. Пару ей составил Бруно Марс, получивший «граммофон» как лучший поп-вокалист года.
Наши соотечественники традиционно следят за номинацией в области классической музыки – только здесь мы можем претендовать на заветные статуэтки. Впрочем, самих исполнителей получение «Грэмми», кажется, волнует куда меньше, чем публику, с азартом ожидающую победы. Юрий Башмет к своим «неудачам» (музыкант попадал в шорт-листы несколько раз подряд) был абсолютно равнодушен, и после победы, кроме естественной в этом случае радости, кардинально свое мнение не поменял. Он, очевидно, прав – с одной стороны, артисту его уровня «Грэмми» погоды не делает; с другой, как справедливо отмечает тот же Башмет, соревнуются ведь не столько музыканты, сколько продюсеры (так на Западе называют звукорежиссеров) и прочие специалисты, которые работают над записью и последующими этапами создания диска.
В длиннющем списке номинаций – на этот раз их было 109 – классика в самом конце. Поп и рок, фолк и кантри, латина, госпел, рэп, джаз и блюз – в разнообразии направлений до тонкостей способны разобраться разве что сами академики. Итак, две награды – «Лучший классический альбом» и «Лучшее хоровое исполнение» – получила в этом году запись «Реквиема» Верди в исполнении Чикагского симфонического оркестра и хора под управлением Рикардо Мути. В этой записи принимали участие солисты Мариинского театра Ильдар Абдразаков и Ольга Бородина – они и представили Россию в списке лауреатов.
В нескольких номинациях была представлена запись оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник», осуществленная оркестром, хором и солистами Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Отметим, что диск выпущен на собственном лейбле Мариинского театра – это недавнее ноу-хау маэстро Гергиева. Концертный зал Мариинка-3 оснащен самым новым техническим оборудованием, и первые альбомы лейбла попали в короткий лист номинантов на «Грэмми» еще в прошлом году. Хочется верить, что этот амбициозный проект (осуществляемый в России, пусть и силами преимущественно зарубежных специалистов) рано или поздно получит заветную статуэтку – в этом случае такое признание авторитетных академиков как раз было бы не лишним. «Очарованный странник» проиграл записи оперы Кати Саарьяхо «L'Amour De Loin».
Еще одна любопытная номинация – «Лучшее современное академическое сочинение». В этом году в шорт-лист попала запись Четвертой симфонии Арво Пярта, как известно, посвященной Михаилу Ходорковскому. Как сообщали новостные агентства, церемонию вручения премий должен был посетить сын бизнесмена Павел. Но победил композитор Майкл Догерти и его симфония «Метрополис».
Премию за лучшее сольное исполнение рок-композиции неожиданно получил Пол Маккартни, причем за старую песню. Композиция «Helter Skelter» появилась в 1968 году на «Белом альбоме» Beatles и была перепета Маккартни четыре десятилетия спустя в альбоме «Good Evening New York City». Эта награда в карьере Маккартни стала четырнадцатой.
Еще один ветеран – Барбра Стрейзанд – номинировалась на Грэмми в 41-й раз, но так ничего и не получила. Но цифра впечатляет.