0
2202
Газета Культура Интернет-версия

14.02.2011 00:00:00

В пляс идут одни этуали

Тэги: большой театр, балет, опера, париж


большой театр, балет, опера, париж «Сюита в белом» – гимн танцу.
Фото Себастьяна Марте

Всего-то полгода не дотянули до славного юбилея – 20-летия последних гастролей балета Парижской Национальной оперы в Москве. Гастроли 1991 года для парижан были четвертыми (первые состоялись в июне 1958-го), но история взаимоотношений французского и русского балета куда древнее.

Родившийся в Италии классический балет пышным цветом расцвел во Франции при короле-солнце Людовике XIV, который и основал в 1669 году Королевскую академию музыки (первое название Парижской оперы). Французские педагоги и балетмейстеры принесли классическую школу в Россию еще при Анне Иоанновне. В 1738-м Жан-Батист Ланде открыл в Петербурге балетные классы (ныне Академия имени А.Я.Вагановой), и понеслось. Дидло, Перро, Сен-Леон. Оттачиваемые ими каноны русского академизма в совершенстве воплотились в шедеврах Мариуса Петипа. Московскому Большому театру более четверти века отдала француженка Фелисите-Виржини Гюлен-Сор. В самой же Франции тем временем искусство балета пришло в упадок. Интерес к нему возродили Дягилевские сезоны. Слава Парижской оперы в ХХ столетии связана с именами возглавлявших ее Сергея (Сержа) Лифаря и Рудольфа Нуреева. На протяжении всего прошлого века негласное соревнование лучших в мире классических трупп – Парижской оперы, Мариинского и Большого театров – продолжалось. Продолжается и теперь.

Поругивая по обыкновению наших, мы ни секунды не сомневаемся: истинно европейского блеска им, конечно, не достичь. Читая об успехах зарубежных гастролей, понимающе улыбаемся: мол, знаем мы этот покровительственный интерес просвещенной публики к темпераментным дикарям. Крепнуть этому чувству и впредь, если подобные визиты продолжатся с периодичностью раз в 20 лет.

Организаторы стремились «максимально показать новое поколение артистов Парижской оперы». Если опять же учитывать прошедшее двадцатилетие, то новым для нашей публики можно, безусловно, считать и поколение этуалей (звезда, высшее звание балетного артиста в иерархии Парижской оперы) предпенсионного и пенсионного возраста (36–41 год), представители которого в основном и приехали в Москву.

Желая «представить в развитии историю французской хореографии в ХХ веке», в программу первого вечера включили три одноактных балета, среди которых самый свежий – «Арлезианка» на музыку Жоржа Бизе по мотивам пьесы Альфонса Доде – создан в 1974 году. Премьера в Парижской опере состоялась в 1997-м. Жереми Белингар и Клермари Оста исполнили неотвратимо устаревающую хореографию Ролана Пети с чувством. А финальное соло Белингара (его герой Фредери не смог забыть очерненную любимую и жениться на нелюбимой) окупило ожидание непомерно оттянутой трагической развязки.

Окаймляли балет Пети два признанных хита. «Сюиту в белом» Лифарь поставил в Парижской опере в 1943 году. На музыку Эдуарда Лало он создал гимн «чистому танцу», как сам говорил – «череду маленьких технических этюдов, самостоятельных хореографических набросков, объединенных общим неоклассическим стилем». Видно, как мучительно старался хореограф быть самостоятельным, уйти от «белого балета», канонизированного его предшественниками – французами и русскими. И лишь когда забывал об эмансипации, а порой даже и о том, что то или иное кто-то до него уже сочинил, парадоксальным образом выходил к истинной гармонии. Об исполнителях этого не скажешь. Техничные, но напряженные, они работали добросовестно, но без так ожидаемых всеми блеска и шарма. Только когда на сцену в Мазурке выпорхнул Матье Ганьо (один из немногих среди нынешних гостей, кто приехал в Москву в расцвете своих 28 лет), стало ясно: жив еще курилка – французский стиль. Заслуженные аплодисменты сорвали в Адажио и Изабель Сьяравола, и роскошно стареющий Жозе Мартинез (вскоре ему вновь предстоит обратиться в Хосе Мартинеса, возглавив на родине Национальный балет Испании, вслед за Начо Дуато).

Но взорвался зал, естественно, с финальным аккордом «Болеро». Морису Равелю, а в 1961 году и его тезке Морису Бежару удалось создать истинный шедевр (премьера в Парижской опере состоялась в 1970-м). Подарок балетным и их проклятье. Мощь и манкость этой ворожбы во всем великолепии умел передать лишь гениальный солист бежаровской труппы «Балет ХХ века» Хорхе Донн. Его божественная сила в этом дьявольском ритуале рвется и через экран (к счастью, «Болеро» с Хорхе Донном очень качественно зафиксировано на пленке). С ним трудно соперничать даже такому гиганту, как Николя Ле Риш. Впрочем, в свои 39 он в отличной форме.

15–17 февраля на Новой сцене Большого театра гости представят балет «Парк» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта в постановке Анжелена Прельжокажа. Те, у кого осенняя премьера «Апокалипсиса» вызвала недоумение, увидят совсем иного Прельжокажа – в атласе и кружевах, стилиста и ирониста. Больше француза, чем французы по крови.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1007
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1129
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
852
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
634

Другие новости