0
1904
Газета Культура Интернет-версия

10.02.2011 00:00:00

Живые и мертвые

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, современник, премьера, холокост


театр, современник, премьера, холокост Евгения Симонова (Тамара) и Сергей Юшкевич (Бродер).
Фото РИА Новости

О премьере в «Современнике» хочется говорить от первого лица. Чтобы сказать: мне это очень понравилось. Чтобы оговориться: я не люблю спектакли про Холокост, про евреев (в них почти всегда нарочитость и, значит, ущербность), а в спектакле Евгения Арье не раз вспоминают про Освенцим, Майданек и другие ужасы нацистской Германии и оккупированной нацистами Польши, а его герои, почти без исключения, евреи, и тем не менее это, по-моему, выдающийся спектакль, вообще – один из лучших среди виденных за несколько последних лет в Москве. Он не про Холокост. И – не про евреев.

А еще в спектакле «Враги: история любви» по роману нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера (переложение романа для сцены Евгения Арье и Рои Хэна) – не одна, а несколько выдающихся актерских работ – Сергея Юшкевича в роли спасшегося от фашистов в американском Бруклине Германа Бродера; Алены Бабенко в роли прятавшей его в стоге сена польки Ядвиги, а теперь ставшей его женой и мечтающей стать правоверной еврейкой; Чулпан Хаматовой – она играет Машу, еврейку, любовницу Бродера, рассчитывающую стать его женой; Евгении Симоновой, приглашенной в «Современник» на роль Тамары, жены Бродера, которую и он, и все считали расстрелянной. А вот – спаслась, приехала в Америку, разыскала мужа, добавила проблем в его и без того сложную «логистику»: жене сказал, что поехал продавать книжки, сам – к Маше, которая живет со старой матерью (Таисия Михолап), потом Маше что-то наплел и прямиком к раву Ламберту (Александр Рапопорт), которому пишет выступления и до поры до времени удачно скрывает от него и неправоверную жену и правоверную любовницу... Запутанная история. В ней герой Юшкевича временами напоминает запутавшегося в своих любовях и обманах героя «Осеннего марафона», а иногда – темным плащом, черной шляпой и мятым портфелем в руке, усталыми, грустно-печальными глазами, нелепой улыбкой – героя Смоктуновского из «Берегись автомобиля». Не только внешне, к слову, это сравнение оправдано еще и сложностью внутренних переживаний, недопроявленных в жестах. Сдержанностью внешних проявлений.

Редкий случай – почти о каждом, среди главных героев – о каждом, можно рассказывать подробно, подробно описывать игру, меняющиеся настроения. Страшный испуг Ядвиги, когда-то давно – служанки в доме Бродеров, которая видит перед собой воскресшую Тамару. Ужас и тут же – готовность снова стать прислугой. И отказ от этой жертвы не то что всепрощающей, но всё пережившей, до конца не вернувшейся «с того света» Тамары, ведь на том свете остались ее дети, их с Бродером. Они приходят к ней во сне, и Бродер, все-таки укладывающийся и к ней в постель, не сразу спрашивает о том, что волнует больше всего: а про него они спрашивают? Помнят? Никакого надрыва в игре Симоновой, надрыва нет. В герои этого спектакля, рядом с Юшкевичем, Хаматовой, Бабенко, Симоновой, непременно надо записать художника Семена Пастуха и художника по свету Дамира Исмагилова. У них получается почти кинематографическая картинка. Мгновенные смены, когда сравнимые с какими-то японскими ширмы беззвучно скрывают только что кричавших, распинавшихся, ругавшихся, мирившихся героев, столы, кровати, стулья, и вот уже снова – пусто, а за другою ширмой, выплывающей на сцену, являются другие герои. И пол непрочен, представляет собой решетку, из-под которой пробивается свет, – это может быть свет реки, отражающей пригревающее солнце, когда по воде плывет лодка с отдыхающими, но не расслабленными Машей и Бродером. Свет – еще один герой спектакля, многое проясняющий, договаривающий и потому – позволяющий не договаривать героям.

Режиссер Евгений Арье предлагает запутанную, сложносочиненную историю, которая и в финале не имеет развязки, тем более нет в ней, хотя и ждешь его, и понимаешь, что в предложенном раскладе невозможен счастливый финал.

После спектакля думаешь о том еще, что Евгений Арье в конце 80-х, до отъезда в Израиль, до того, как он создал там получивший мировую известность театр «Гешер», и в Москве был заметен, но был одним из многих, из замечательной плеяды, рядом с ним – Владимир Мирзоев, Александр Пономарёв, Владимир Космачевский-младший, Клим, Михаил Мокеев... Сегодня он, приехав в Москву, ставит спектакль, который – по культуре, по тому, как работают актеры в нем, по силе востребованных чувств – кажется каким-то недосягаемым шедевром. По-моему, и является таковым.

Спектакль начинается с того, что безмолвно из конца в конец сцены проплывает лодка, в ней – убитые немцами жена и дети Бродера. Спустя час или больше эта лодка Харона является снова – уже с живыми пассажирами, Машей и Германом Бродером на веслах, и тут понимаешь: им только показалось, что они выжили.

Это история о том, что счастье – всегда не то, что может показаться и для всех других будет считаться счастьем, героям «Врагов...» спасение из ада не приносит ни счастья, ни... спасения. Пожалуй, это – самое страшное открытие и Зингера, и вот теперь Арье, которое годится и для иных, не таких страшных уроков жизни. Кажется, что ты перешел Рубикон или какую иную чахлую речушку, а оказывается – нет. Все покойники наши живы... Вернее, нет, – а вот живые не так уж сильно живы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
764
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2515
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1699
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1316

Другие новости