0
1095
Газета Культура Интернет-версия

27.01.2011 00:00:00

Сделать исключение, назвать университетом

Тэги: образование, дети, музыка


Есть еще несколько дней для обсуждения проекта закона «Об образовании» – он опубликован на сайте Министерства образования и науки. «НГ» уже писала о прошедшей неделю назад в Концертном зале Академии Гнесиных совместной коллегии Министерства культуры и Минобрнауки (см. «НГ» от 26.01.11), сегодня слово ректору Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Карине МЕЛИК-ПАШАЕВОЙ, ответившей на вопросы корреспондента «НГ» Григория ЗАСЛАВСКОГО.

– Карина Левоновна, я из вашего выступления понял, что у ГИТИСа невеселые перспективы: если не внести соответствующие поправки, академия многое потеряет. Трудно даже сказать, что лучше – не преувеличивать опасность или не преуменьшать ее...

– Мы с вами разговариваем во вторник, 25 января, как известно, общественное обсуждение закона «Об образовании» заканчивается 1 февраля, так что возможность что-то скорректировать и изменить остается. Потом начнется его обсуждение в Думе, так что, с одной стороны, время еще есть. Важно, конечно, что состоялась эта совместная коллегия, два министерства, культуры и образования, услышали друг друга. Но ряд проблем остается. Для нас – как для высшего учебного заведения – очень важны аккредитационные показатели. В законе нет ссылок на эти нормы. По всему спектру подготовки, которую дает ГИТИС, по новому закону мы можем стать университетом. Это нас радует, окрыляет и сулит прекрасные перспективы для дальнейшего развития. С другой стороны, никто не знает, каковы будут дальнейшие инструкции, какие после принятия закона выйдут циркуляры и письма и какими будут аккредитационные показатели нашей деятельности. Процедуру аккредитации раз в пять лет проходят все вузы, и здесь будут выработаны, конечно, какие-то критерии. Какими они будут? Если они будут соответствовать нашему профилю и мы не будем подгоняться под большие федеральные университеты, жизнь наша будет действительно нормальной, преподаватели и студенты перестанут волноваться. А если аккредитационные показатели останутся такими же, как сегодня, для нас это будет означать утрату наших позиций, практически лидирующие в мире. Мы даем глубокое образование по всем театральным специальностям одновременно с университетской подготовкой гуманитарного типа.

– То есть надо срочно переименовываться? А название академии – нынешнее, которое носит ГИТИС, – оно что будет означать?

– ГИТИС стал академией 13 марта 1991 года, почти 20 лет назад, когда многие организации переименовывали себя и мы тоже захотели увидеть себя в некоем ином качестве. Мы понимали, что отличаемся от наших коллег, которые просто меньше ГИТИСа. У нас восемь факультетов, которые готовят по всем театральным специальностям. Но в предлагаемом проекте закона академия – это образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, дополнительного, а не основного. А институт – такое понятие тоже есть в проекте закона – готовит только прикладной бакалавриат, научно-педагогические кадры в его компетенцию не входят. Соответственно институт не имеет ни магистратуры, то есть высшей ступени, ни аспирантуры, ни послевузовского образования. А аспирантура в ГИТИСе существует больше 80 лет, диссертационный совет – почти 80 лет. С кратким перерывом на три года Великой Отечественной войны. Если мы продолжаем оставаться академией и в соответствии с проектом превратимся в образовательное учреждение дополнительного образования, мы потеряем базовую театральную подготовку, что важно для режиссеров, хореографов, историков и театроведов, да и для актеров тоже. Если становимся институтом – теряем возможность последующего образования, останется 3–4-летняя театральная школа. Как можно так нерационально и так нехозяйственно терять то, что накоплено почти за полторы сотни лет?! Художественное образование, при том, что у нас, конечно, тоже наличествуют стандарты государственного образца, все равно индивидуально. В ГИТИСе, как в других театральных вузах, реализуется принцип, для нас очень важный: учитель, научи ученика, затем ученик выходит в открытую жизнь, а затем возвращается, чтобы снова кого-то научить. Если останется только прикладной бакалавриат – студент получит здесь небольшое количество актерских навыков и пойдет играть в бесконечных сериалах... Вот и все.

– Помните, накануне своего 100-летия во МХАТе нарисовали дерево, где ветками были едва ли не все театры, которые появились в России в ХХ веке, – все они вышли из мхатовского корня. Если брать новые театры последних лет, самые лучшие и знаменитые, все они вышли из ГИТИСа – и «фоменки», и «женовачи», и «Геликон-опера»...

– Замечательная аналогия, но сам Московский художественный театр и его первые великие актеры вышли из ГИТИСа. И вот этот фертильный период – то есть период плодоношения, который у ГИТИСа продолжается уже 134 года, – актуален и сегодня. В этом году у нас заканчивает обучение еще несколько мастерских, которые при удачном стечении обстоятельств и соответствующем финансировании могли бы стать театрами. Когда-то в 70-е годы Борис Александрович Покровский сказал, что ГИТИС – это место, где рождаются театры.

– Мне кажется, многое можно решить правкой двух статей закона. В 113-ой просто добавить академии в список высших учебных заведений, а из 125-й исключить академии из учреждений дополнительного образования. Вот и все.

– Но есть вопросы, которые, вероятно, стоят выше взаимопонимания отдельных людей и даже министерств. Это разговоры и идеи, что циркулируют не только в России, но и за ее пределами. Сегодня считается, что негуманно заставлять ребенка заниматься ранней профессиональной деятельностью, что это насилие над ребенком. По-моему, это псевдогуманизм. Организационно-структурный элемент в обучении детей очень важен, если одаренный ребенок начиная с 5–7 лет не будет приучен к ежедневному труду и будет принята ныне декларируемая концепция прикольного детства, то... Прикольной может оказаться вся жизнь, а профессии так и не будет. Образование должно быть планомерным, достаточным и своевременным. Элементарно: чтобы вырастить пианиста, скрипача, надо учить его в детстве, раздвигать фаланги пальцев определенным образом в 17 лет научить почти невозможно, это вещи непреложные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1829
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1556
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1351
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
984

Другие новости