Успех «Овсянок» начался в Венеции.
Фото Reuters
Перечисляя наиболее заметные культурные события года, никак не получится пройти мимо ленты Алексея Федорченко «Овсянки». Почему? Во-первых, фильм упрочил актуальный тренд, который был задан успешным выступлением «Как я провел этим летом?» Алексея Попогребского на Берлинале-2010. После того как в Венеции «Овсянки» взяли пять призов: премию «Озелла» за лучшую операторскую работу (Михаил Кричман), приз ФИПРЕССИ, приз экуменического жюри, приз «Золотая мышка» и приз Фонда пастора Назарено – о российском современном авторском кино всерьез заговорили за рубежом.
Фильм Федорченко продолжил свое триумфальное шествие по заграничным фестивалям, собирая награды: месяц назад в Аргентине его наградили за лучшую режиссуру и лучший сценарий (Денис Осокин), он также взял главный приз на международном смотре в Абу-Даби «за поэтический рассказ об отзвуках давнего культурного наследия в сегодняшних людях и за блестящий киноязык» и приз за лучшую режиссуру на открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». Победил он и у нас во Владивостоке на фестивале «Меридианы Тихого». Правда, при вручении премии отечественных кинокритиков «Белый слон» его обошел «Кочегар» Алексея Балабанова, и «Овсянкам» досталось только поощрение за лучший сценарий.
Объяснить этот расклад нетрудно. Балабанов берет зрителя за грудки и окунает его в эстетизированную жестокость, которая находит отклик внутри самых разных возрастных групп, – такова изнанка природы человеческой, подстеганная грубыми нитками из звериной шерсти. А у Федорченко другая фокусировка, другая точка эмпатии – он вызывает зрителя на созерцательность, которая предполагает обязательное наличие опыта, когда бремя времени заставляет человека отрешаться от кипучей жизнедеятельности и медитативно, неспешно наблюдать, устремляясь вовне, а оттуда – в глубину себя. Потому в «Овсянках» сложные «возрастные» образы, совсем молодой посетитель кинотеатра может заскучать, ему не с кем себя идентифицировать, а нужда приостановиться и оглядеться, крепко задумавшись, ему, по счастью, еще не знакома в силу оголтелой юности. И нет тут сию минуту симпатичных внешне героев, персонажи – люди обыкновенные, на которых не всегда взглянешь на улице.
Вторая причина, по которой нельзя оставить «Овсянки» за кадром итогов нашего культурного года, – маленькое чудо. Лента оказалась не только фестивально успешной (и ее фестивальная история далеко не закончена), она вполне неплохо заявила о себе в прокате. По данным последнего номера журнала «Кинобизнес сегодня», в 2010 году среди фильмов российского производства по кассовым сборам «Овсянки» занимают 35-е место из 69. И это, надо сказать, хороший показатель, принимая во внимание, что лидирует в списке «Наша Russia: Яйца судьбы» с 1053 копиями (против 37 «Овсянкиных»). На момент выпуска журнала сборы составили 394 800 в долларовом эквиваленте, бюджет лента не отбила (1,1 млн. долл.), но не такая уж это редкая история для отечественного кино. Да и прокат еще не закончен. Кроме того, фильм неплохо поработал во Франции, где его удалось выпустить даже большим количеством копий, чем в России. А для сравнения можно обратиться к тому же списку. На 36-м месте – «Дочь якудзы»: бюджет почти в 3 млн. долл., 195 копий, только сборы меньше, чем у «Овсянок».