Суд состоялся, страсти разгорелись с еще большей силой.
Фото ИТАР-ТАСС
Таганский суд г. Москвы 12 июля вынес приговор кураторам выставки «Запретное искусство-2006» Андрею Ерофееву и Юрию Самодурову: их приговорили к штрафу в размере 150 и 200 тыс. руб. соответственно. Формулировка статьи 282 УК РФ «за возбуждение ненависти либо вражды» не просто противопоставила современное искусство и оскорбившихся его самовыражением церковников. Приговор поставил новые вопросы – о власти тех или иных институтов в стране и о цензуре – тоже.
Штраф – наказание легкое, прокурор запросил три года тюрьмы. Не зная, чем дело кончится, Юрий Самодуров на последнее заседание суда пришел с вещами. Кассационную жалобу Ерофеева и Самодурова Мосгорсуд отклонил 4 октября. Процесс длился два года. За это время Андрей Ерофеев был уволен с поста завотделом новейших течений ГТГ, а Юрий Самодуров перестал быть директором Сахаровского центра. Выпало из поля зрения, что у современного искусства своя территория, свой язык, законы которого надо знать. Равно как надо знать правила поведения в храме, когда перешагиваешь порог церкви.
Во всем этом навязчиво брезжит ситуация многовековой давности, когда искусства вне Церкви попросту не было. И сейчас, что характерно, работы с «Запретного искусства» проходили экспертизу историка религии, а не других кураторов, искусствоведов и арт-критиков. Страсти бушевали и после суда, когда глава «Народного собора» Олег Кассин требовал уничтожить экспонаты выставки, признав их орудиями преступления.
Известные художники писали письмо Дмитрию Медведеву. Руководство Третьяковки и Государственного центра современного искусства выступило против обвинения. Даже министр культуры Александр Авдеев осудил уголовный процесс. Снять обвинения призывали и наши правозащитники, и правозащитники Amnesty International. Не помогло. Относительно мягкий приговор все равно вину признал. Искусство, как прежде, вынуждено быть «партийным».
Люди, солидарные с Ерофеевым и Самодуровым, сочли приговор угрозой свободе мнений вообще, приговором себе. Деньги собрали – это был гражданский жест: в октябре, в ходе акции «Штраф за свободу», – 179 100 руб.; в ноябре Государственный центр современного искусства провел благотворительный аукцион, выручили 12 200 евро. Штраф выплатили.
В эту же «кассу» напрашиваются еще два сюжета. Первый – осенняя выставка в Лувре. В официальную программу Года России во Франции входила выставка «Контрапункт: современное русское искусство». Однако работы Авдея Тер-Оганьяна вдруг решили не выпускать – мол, его серия «Радикальный абстракционизм» призывает к свержению конституционного строя РФ и разжигает рознь. Это – про точечки-квадратики-треугольники с подписями вроде «Это произведение направлено на возбуждение религиозной вражды». Художественная общественность взбунтовалась, многие художники отказались участвовать в выставке. В итоге Тер-Оганьяна пустили.
Второй – возбуждение дела против арт-группы «Война». Но эту историю мы не стали бы связывать с уже перечисленными. Все-таки не одно и то же – выставлять картины и переворачивать машину милиции, как писал один философ, моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос моего ближнего. За второе, даже если замысел был чисто художественный, надо отвечать.