Слова «от редакции» обыкновенно предваряют чье-то авторское высказывание, когда важно подчеркнуть: мнение автора не обязательно совпадает с точкой зрения редакции, то есть – не совпадает совсем. В данном случае нам показалось важным объясниться вот почему: в журналисткой среде не принято отвечать коллегам из других изданий, и в общем мы следуем этим неписаным правилам. А в данном случае решили предоставить слово известному композитору, в принятых понятиях – авангардисту, автору музыки ко многим спектаклям Валерия Фокина, к спектаклям Камы Гинкаса и Кристофа Марталера. Потому что тема – важная. В пятницу выходит очередной номер журнала «Станиславский», который выпускает «Независимая газета», тема которого – смена поколений. Если бы статью Александра Бакши мы получили раньше – поставили бы в номер. Смена поколений происходит по-разному. В данном случае Александр Бакши откликается на слова журналиста, ждущего, «когда же природа совершит положенную ей работу». Но одно дело, когда это мнение, жестокое и на наш взгляд, высказывает журналист, эксперт, другое, когда тот же журналист по совместительству – арт-директор театрального фестиваля и заместитель художественного руководителя одного из московских театров. И тогда это уже не только борьба за качество театра, но также, получается, и за территорию. В остальном как всегда – мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.
«НГ»
Признаться, театральные рецензии и обзоры читать не люблю. Да почти никогда и не читаю – слишком хорошо известны пристрастия и вкусы пишущих критиков. И потому содержание очередной рецензии бывает ясно задолго до выхода номера газеты. А иногда даже и до премьеры спектакля. А вот тут взял да и прочитал обзор Романа Должанского «Итоги театрального года». И зря – в результате бессонная ночь и таблетки от повышенного давления┘
Взволновал меня Должанский и даже шокировал. Конечно же, не своими оценками. Ну, не нравится критику скучать на спектакле Стуруа, а на спектакле Гочева – нравится. Что ж, каждый волен выбирать в каком зале подремать.
Собственно поразила только одна мысль: «Почему все-таки талантливые и полные сил люди вынуждены жаться бедными родственниками по закуткам, а сиятельные и заслуженные, но давно уже бессильные театральные «генералы» заставляют всех окружающих постыдно ждать, когда же природа совершит положенную ей работу». И в самом деле – почему? Вот ведь уехал из России сиятельный режиссер Анатолий Васильев, а расцвет театра не наступил. Так ведь другие остались! Надо бы выгнать и остальных – уставших Гинкаса с Яновской, Фоменко и Фокина, а заодно уж и Захарова, и Додина. И про Любимова не забыть! Тогда и заживем по-новому┘
Вот же хороший пример перед глазами. В конце 80-х годов разом уехали из страны композиторы – Шнитке, Губайдуллина, Канчели, Пярт, Щедрин. А вслед за ними – целое поколение более молодых – Корндорф, Смирнов, Фирсова, Шуть, Раскатов┘ Список далеко не полный. Вот тут – по логике Должанского – и должен бы наступить расцвет. Еще бы – места на олимпе освободились. Занимай, не ленись! Однако много ли новых композиторских имен вы вспомните? Ну, хотя бы первую десятку. Нет? А пятерку? Ну, хоть одно┘
Произошла катастрофа – в стране исчезло целое направление искусства. И этого никто как бы и не заметил. Современной музыки как общественного явления в России больше нет. Композиторы есть, только живут они в вакууме – дышать нечем. Недавно ушел из жизни любимый ученик Шостаковича – Борис Тищенко. Автор гениальной 3-й симфонии и потрясающего балета «Ярославна». Надо бы объявить в стране траур. Да не до того┘
Неужели критик жаждет и для театра такой судьбы? Не верю – он же и сам верного куска хлеба лишится.
Мысль Романа Должанского поразила не новизной, а как раз своей привычностью для России. Старшее поколение здесь всегда мешает развиваться молодым. Мы, конечно, добились определенных успехов – продолжительность жизни у нас намного меньше, чем в Европе. Но денег на пенсии все равно не хватает. И квадратных метров жилья – тоже. Недорабатываем! Живите быстрей, господа, не задерживайтесь!
О, эта извечная нелюбовь русского человека к старикам – родителям, бабушкам и дедушкам. Повторяется из века в век. И хоть обманывают нас мечты о лучшей жизни без старших постоянно, а все ж своей веры держимся крепко.
Помните, как молодые реформаторы мечтали в 90-е, что вот вымрут старые коммуняки-ветераны и придут им на смену молодые и просвещенные. Ветераны вымирают исправно. Только вместо молодых и просвещенных пришли «цапки». Странно – опять что-то не срослось┘
Неужели же не ясно критику, что нелюбовь к старикам – синоним нелюбви к мудрости и выдает нежелание учиться на опыте и ошибках старших? Не оттого ли Россия постоянно повторяет один и тот же круг! Неужели неясно ему, что искусство отличается от армии – здесь никто не может занять чужого места. Каждый занимает свое. Или Должанский не понимает, что вокруг любого крупного режиссера, актера, художника образуется силовое поле притяжения–отталкивания. И чем больше таких полей, тем плодотворнее творческая среда.
Театр – единственное место в России, где молодые и талантливые люди могут сделать головокружительную карьеру. Поставил начинающий режиссер в закутке хороший спектакль, и набежали туда критики, которых не заманишь в иные академические театры. А вслед за ними потянулись в закуток крупные режиссеры, актеры, художники┘ И пошли приглашения на лучшие сцены страны. И вот уже через несколько лет перед нами не робкий дебютант, а сиятельный генерал и деятель┘
Ну, не может Должанский об этом не знать. Поминает же в своей статье Серебренникова и Чернякова. Никакие генералы им не помеха – сами с усами.
Не верю, что московский интеллектуал не понимает таких простых вещей. Что написал в статье не просто гнусность, но и глупость. Он часто бывает в Европе и считается крупным знатоком немецкого и французского театров. Думаю, насмотрелся на фестивалях в юбилейный год чеховских спектаклей и устал. Не только же режиссеры уставать могут! Вот и потянуло несчастного на монологи в духе лакея Яши из «Вишневого сада», который вывез из Парижа страстную любовь к тамошней кухне и ненависть к собственной матери.