Элен Гримо не только играет хорошо, но и умеет слушать партнеров.
Фото с сайта www.gala.fr
Последним музыкальным событием перекрестного Года Россия–Франция стали гастроли Филармонического оркестра французского радио, дирижера Мюнг Вун Чунга и пианистки Элен Гримо. Завершение получилось грандиозным.
Впервые оркестр Радио Франс и Мюнг Вун Чунг выступили в Москве в 2006 году, и их концерт стал одним из главных потрясений столичного меломана – неожиданно. Тогда в программе были «Сказки матушки Гусыни» Равеля и колоссальная симфония Брукнера, и долго еще потом профессионалы и любители вспоминали роскошных инструменталистов в частности, удивительный ансамбль в целом, и чувство стиля, и чувство формы, и так далее. Доля восхищения выпала, конечно, на долю Мюнг Вун Чунга – его у нас знали по Конкурсу имени Чайковского, где он как пианист получил в свое время премию, но открыли как очень умного, чуткого и профессионального дирижера. Конечно, его сразу же пригласили еще раз – с оркестром театра Ла Скала, и вот теперь – вновь с коллективом из Радио Франс.
Самыми восторженными эпитетами изобилует предыдущий абзац, но их не хватает, чтобы выразить восхищение от только что прошедшего концерта. Эти музыканты, к сожалению, дают почувствовать ту планку, до которой не дотягивают отечественные, пусть и попавшие в пресловутую двадцатку лучших в мире, оркестры. То ли минимальная текучесть кадров, то ли очень хорошие материальные условия, то ли специальная мотивация, а может быть, просто честное отношение музыкантов к своему делу позволяют достичь сногсшибательного результата. А может быть, искреннее уважение и даже восхищение художественным руководителем. Нечасто приходится наблюдать, когда дирижер аплодирует музыкантам, а они в ответ – ему. Не смычками в воздухе и не легким постукиванием по инструментам, как это традиционно принято в оркестровом мире, а как зрители – ладошками.
Обозреватель «НГ» из первых рядов партера ловила взгляды музыкантов, брошенные друг другу после мистического, призрачного звучания тарелочек или искусного сонорного пятна у струнных в Первом концерте Равеля, и в них читалось: «О, получилось!» Это значит, Мюнг Вун Чунг может увлечь весь оркестр своими идеями – переглядывались ведь те, кто с опущенными смычками сидел, то есть они не только слушают, что происходит в других группах, но и ощущают свою сопричастность к процессу. Добавим к этому особое чувство к звуку и звучащему, которое у французов, кажется, в крови, и получим идеальный результат. В данном случае это программа из сочинений Равеля: «Гробница Куперена» (фортепианный цикл в переложении для оркестра), музыка к балету «Дафнис и Хлоя» и знаменитый «Вальс» – с таким рафинированным и дифференцированным звучанием, словно у каждого звука, как у каждого цвета, есть спектр из нескольких десятков оттенков. А на бис – антракт к четвертому действию оперы «Кармен», исполненный с такими легкостью и изяществом, что все слышанные ранее интерпретации тут же забылись.