Владимир Шаинский нашел нужную мелодию. Это мало кому удается.
Фото ИТАР-ТАСС
Самым веселым композитором его называют, наверное, не случайно. Он всегда улыбается, шутит, острит, даже в 85. До недавнего времени он занимался подводным плаванием, а босиком по снегу может и сейчас пройтись; он легко расстается с деньгами – всю Госпремию кинул на банкет, а еще он гордится своим браком – жена младше его на 40 лет. В общем, полная чунга-чанга.
Не знаю, что спели для Владимира Яковлевича за праздничным столом – американское Happy birthday или его собственное «Пусть бегут неуклюже┘», но знаю точно, что для несколько поколений советских детей (а может, и взрослых) отмечали свой день рождения под знаменитую песенку Крокодила Гены. Говорят, режиссер мультфильма Роман Качанов не отстал от Шаинского, пока не добился нужного результата – привез в свою квартиру и сказал: «Будешь при мне сочинять!» Шаинский наигрывает. «Нравится?» – «Нет». Новые варианты – Качанов недоволен. В итоге нашли нужную мелодию, а текст сочинил редактор «Мосфильма» Александр Тимофеевский, за которым ходила слава мастера экспромтов.
Его – невысокого и очень забавного человека, кажется, обожали дети – казалось, что не только они, но и он влюблен в каждого участника Большого детского хора (знаменитого хора Попова): они подарили друг другу не минуту – годы славы. «Улыбка», «Голубой вагон», «Дважды два – четыре», наконец «Вместе весело шагать» – все эти песни чудесным образом кажутся вневременными (и сегодня ведь не устаревают), но при этом каждая – по-советски правильная.
Чтобы начать сочинять – без преувеличения – самые лучшие детские песни, Шаинскому нужно было, между прочим, пережить войну, поучиться – кроме музыкальной школы в Киеве – в Ташкентской и Московской консерваториях. На скрипке – композиторский факультет был доступен в то время не всем, по национальному признаку. Приходилось Владимиру несладко: он играл в ресторане, работал в музыкальной школе, затем попал в оркестр Утесова. Леонид Осипович, кстати, спас Шаинского от распределения в провинцию, потребовал оставить в ансамбле. Шаинский не сдавался – ему нужно было композиторское образование, и он его получил – у Кара Караева, в Бакинской консерватории. И, между прочим, кроме песен в его багаже есть и академические жанры вплоть до симфонии.
Но – такова, вероятно, особенность дарования – Шаинский раскрылся как потрясающий песенник. Сначала его опусы были в репертуаре утесовского оркестра, затем эстафету подхватили Рашид Бейбутов, Гелена Великанова, Владимир Трошин. И, наконец, взорвалась бомба: «Хмуриться не надо, Лада» – спел Вадим Мулерман, а полстраны пустилось плясать твист. А уже в семидесятых песни Шаинского запели Муслим Магомаев, Анна Герман, Лев Лещенко, Алла Пугачева, Эдуард Хиль, Валерий Леонтьев, «Самоцветы», «Песняры»┘
У Шаинского почти нет серьезных и трагических песен – даже военная тематика, требующая трагической ноты, в его интерпретации получалась оптимистичной: «Идет солдат по городу» или «Не плачь, девчонка» воспринимались исключительно с улыбкой. Один из немногих его опусов, от которого «щемило сердце», – шлягер Анны Герман «Когда цвели сады».
Наверное, именно поэтому он был так популярен среди детей – они принимали Владимира Яковлевича за своего. Ну разве взрослый может написать «Антошку»?
«НГ»