0
2331
Газета Культура Интернет-версия

09.12.2010 00:00:00

Дайте прозвучать!

Тэги: музыка, союз


музыка, союз В советские годы съезды Союза композиторов проходили в Колонном зале. Фото РИА Новости

С 10 по 14 декабря в Москве пройдет десятый съезд Союза композиторов России, посвященный 50-летию творческого объединения. Круглой дате посвящены два больших фестиваля, взрослый и детский («Панорама музыки России» и «Композиторы России – детям»). Члены СК России приняли участие в опросе «НГ»: речь шла о настоящем, прошлом и будущем Союза, а также об участии творческого союза в творческой жизни каждого из композиторов.

Андрей Эшпай

История СК РФ богата славными событиями. Недаром ее первым руководителем был Д.Д.Шостакович. Это повысило планку творческих задач, стоящих перед организацией, что привело к высоким художественным результатам в произведениях наших композиторов. Сам Д.Д. активно участвовал в деятельности Союза и неоднократно приезжал на пленумы местных отделений. Меня он пригласил в секретари, мы с ним вдвоем ездили в Йошкар-Олу, где он не пропустил даже посещение детской школы-интерната. Сейчас другие времена, более сложные для творческих союзов. В 1943 году, еще до Сталинградской битвы, правительство нашло возможным организовать Дом творчества «Иваново», там был цвет нашей музыки: Глиэр, Хачатурян, Шостакович, Прокофьев. Дома творчества очень помогали композиторам в их деятельности. СК – общественная организация. Хотелось бы, чтобы государственные структуры нашли более активные формы содействия творческим союзам для их нормальной деятельности. Все формы помощи местным творческим организациям станут для них очень важной поддержкой.

Кузьма Бодров

1. Как оцениваете деятельность СК сегодня?

Я понимаю, в какой сложной ситуации Союз находится сейчас. Тем не менее он дает возможность многим композиторам прозвучать – только за одно это надо памятник ему поставить. Фестиваль «Московская осень», сейчас «Панорама музыки России» – для современной музыки это очень важно в наши нелегкие времена. «Московская осень», по-моему, чуть ли не самый крупный фестиваль в мире по современной музыке. Другое дело, что сейчас, может быть, нет таких громких премьер, как раньше, когда исполнялись премьеры, скажем, Шнитке...

2. Какую роль играет СК в вашей жизни?

Союз дает молодым возможность прозвучать, что очень-очень важно. В этом году мне не удалось поучаствовать в «Московской осени» только по своей собственной промашке – работал над одним проектом, очень серьезным, и пропустил срок подачи. А в прошлом году меня исполняли на очень хорошем концерте.

3. Каково, по-вашему, будущее СК?

Знаете, все зависит от нас самих, от моего поколения. Несмотря ни на какие трудности – то, что совершенно ничего не оплачивается, заказов практически нет – все зависит от того, насколько мы способны, в каком-то смысле, не предать искусство.

Мне кажется, у нас в государстве сейчас, может быть и справедливо, во многом уделяется внимание совершенно другим вещам, не связанным с искусством. И в связи с этим, наверное, стоит потерпеть, может, и достаточно продолжительное время.

Виктор Екимовский

1. Что дает сегодня членство в СК?

Вся наша музыкальная жизнь идет через Союз. Здесь - фестивали, сейчас съезд будет. Все, что мы делаем, мы можем показывать, как правило, через Союз композиторов. Поэтому СК нужен, и вопроса о том, чтобы он куда-то исчез, просто не может быть.

2. Играет ли СК сегодня роль в творческой жизни?

Обязательно, большую роль, потому что иначе каждый будет сам по себе, а это нехорошо.

3. Роль СК в вашей жизни?

Очень много моих сочинений исполнялось в СК, в нашем Доме композиторов. Конечно, были и другие какие-то площадки. Но в основном, особенно в последнее время, все через СК. Поскольку у нас каждый год проходит «Московская осень», это является большим стимулом для создания произведений.

Союз композиторов – это такой клуб, если хотите, но клуб очень профессиональный. Раньше, еще в советское время, СК дотировался государством, и было очень хорошо. Потому что все-таки композитор должен прежде всего писать музыку. А большинству композиторов в наше время приходится не только писать музыку, но и еще как-то зарабатывать деньги, работать или преподавателем, или редактором музыкальным. Бывают даже случаи, когда люди вообще уходят в немузыкальную деятельность. Это, конечно, неправильно, потому что композитор всегда должен... композитор должен писать ноты, если он имеет такую профессию. Как сапожник должен тачать сапоги, а плотник должен заниматься стульями.

Ефрем Подгайц

1. Что дает членство в СК сегодня?

Ну, примерно то же, что и вчера. Дает возможность, во-первых, общения с коллегами – атмосфера очень творческая в Союзе, когда мы собираемся, друг с другом общаемся, показываем сочинения, обсуждаем их. А во-вторых, может быть, для меня в меньшей степени, но для очень многих моих коллег, особенно молодых, СК предоставляет чуть ли не единственную возможность услышать свои произведения. К сожалению, так все устроено у нас, что оркестры сами не проявляют заинтересованность в исполнении новой музыки и не берут ее в свои программы. А если играют, то только на мероприятиях, которые проводит либо Московский союз, либо Российский и так далее.

2. Роль СК в вашей личной жизни?

Когда я только вступил в Союз – это было довольно давно, – очень было тяжело жить молодому композитору. И не на что было жить, и семью надо было содержать, квартиру снимать – в общем, были проблемы разного рода. И тогда, конечно, была очень большая поддержка со стороны Союза. Помню, я получил первый заказ именно от СК. Заказ на симфонию. Я ее написал. Льготы были большие, и при небольших наших зарплатах мы могли позволить себе хотя бы раз в год и отдыхать, и работать, и семью вывезти в Дом творчества. Я уже 30 лет езжу в Дом творчества «Сортавала» в Карелии. Благодарю судьбу за то, что такое место есть, и там я написал большинство своих сочинений.

3. Будущее СК?

Я надеюсь, что он сохранится. Будущее я вижу в более тесном сотрудничестве с государством, чего у нас почему-то нет в отличие от всего мира. В советское время оно было более тесным, но там были идеологические моменты не очень приятные. Но вот если идеологию убрать, а взаимодействие оставить, будет хорошо. Во всем мире существует законодательство, по которому если государство содержит какие-то коллективы, оркестры, то они в обязательном порядке играют 15–20% новой национальной музыки, чего у нас почему-то нет.

Владимир Тарнопольский

1. Что дает сегодня членство в СК?

К сожалению, ничего. Это просто такая цеховая организация, которая дает возможность композиторам иногда видеться, иногда проводить какие-то совместные концерты. Но, конечно, государство, мне кажется, должно больше поддерживать СК, с тем чтобы такие условия действительно были.

2. Какова роль СК в вашей творческой жизни?

Лично в моей жизни СК никакой роли не играет. Хотя нет, мне нравилась одна девушка из СК. Мне кажется, Союз сегодня вообще играет небольшую роль, потому что у него просто нет материальной возможности играть большую.

Может быть, мое мнение будет более объективным: я считаю, что это важная организация. Такое цеховое объединение. Структура существует, ее нужно наполнить содержанием.

3. Каково, по-вашему, будущее СК?

Тут есть несколько вариантов: это может быть просто профсоюзное объединение, которое защищает права композиторов. Помогает пенсиями, больничными. Другая – более творческая. Вот сейчас они организуют фестивали, ну может быть, можно делать больше. В настоящий момент, мне кажется, Союз еще не осознал до конца, не сформулировал свою функцию в общественной жизни. Во-первых, еще немного времени прошло с 1991 года. Второе – поддержка минимальная. Все пути на сегодня открыты. Но что из этого получится, зависит, может быть, даже не столько от композиторов, это зависит от того вообще, как будет развиваться наша страна, как она будет осмысливать роль искусства, культуры и так далее.

Александр Чайковский

1. Что дает членство в СК сегодня?

Сегодня, кроме какого-то такого морального удовлетворения, в общем, особенно он мне ничего не дает. Раньше члена творческого союза, например, не могли привлечь за тунеядство, например, если ты при этом нигде не служил. Это считалось что-то вроде свободного художника. У меня так было одно время. Сейчас у нас таких статей нет, поэтому это уже не имеет значения.

2. Роль СК в сегодняшней творческой жизни?

Ее нет. Я не думаю, что это правильно, честно говоря. Очень жалко, что закон о творческих союзах у нас до сих пор не принят. Все-таки это такая цеховая творческая организация, и какие-то приоритеты она должна иметь, более четкие.

В советские годы СК очень помогал молодым композиторам. Это была колоссальная поддержка по сравнению с тем, что сейчас есть или, вернее, чего почти что нет. Были большие деньги на это отпущены. Наша музыка игралась оркестрами, по-моему, раз в год обязательно должен был проходить какой-то смотр молодых или пленум, посвященный молодежи. Нашу музыку узнавали. Сейчас это все на грани невозможного. Слава богу, существуют фестивали «Московская осень» и «Петербургская весна», но это уже, к сожалению, остатки былой роскоши.

3. Что вы скажете о будущем СК?

Будущее может быть очень хорошим. Я в принципе все равно считаю, что эта организация нужна. Раньше 2% от исполнения русской классики шло на жизнь СК. А сейчас этого нет, и я считаю, что мы должны возвратиться к чему-то подобному, тогда СК сможет не ходить с протянутой рукой, а начать опять более активно пропагандировать отечественную современную музыку.

Юрий Каспаров

1. Роль СК в сегодняшней творческой жизни?

Мне легче сказать о том, что это дает большинству композиторов. Много изменилось с советских времен, сейчас СК уже не тот и возможностей у него очень мало. Например, московским композиторам это дает: первое – участие в фестивале «Московская осень», а для многих это единственная возможность вообще исполнения своей музыки. Второе – есть такая вещь, которая называется закупочная комиссия. Раз в год закупаются произведения – это для многих возможность исполнения хотя бы раз в год и возможность опять же хотя бы раз в год получить какие-то деньги.

2. Роль СК в вашей жизни?

Конечно, в советское время роль Союза была огромная. Потому что тогда СК регламентировал вообще музыкальную жизнь академической музыки. И если человек не был членом СК, он ни исполняться не мог, ни продаваться не мог, он ничего не мог. Конечно, очень важно было быть членом Союза, потому что это давало дорогу в жизнь. И в советское время Союз мне очень многое дал. Опять же участие в фестивале «Московская осень» очень много значило. Не говоря о том, что в советское время, например, как известно, нельзя было купить машину. Люди по 15–20 лет стояли в очередях. Когда я вступил в СК, а я уже писал для кино в ту пору, то есть у меня были какие-то деньги. И я тут же записался на машину и через четыре месяца купил. А можно было получить квартиру бесплатно. Можете представить, что значил СК в советское время?

3. Каково, по-вашему, будущее СК?

После развала СССР положение Союза какое-то бессмысленное. У нас после развала СССР решили так – ликвидировать союзы мы не будем, поскольку они были всегда, и это вызовет просто нездоровое брожение – выживайте, как можете. Прежде всего надо просто понять, что ждет Союзы в смысле отношения к ним власти. Если их узаконят, дадут им нормальный статус, если действительно создадут какие-то условия для развития, для работы Союзов – тогда их роль будет видна. Конечно, той роли, которая была раньше и она заключалась именно в регламентировании музыкальной жизни страны, – этой роли не будет и быть ее не может. Но это может быть помощь. СК, как и любой другой творческий союз, должен стать нормальным обычным профсоюзом. А сейчас ни два, ни полтора.

Эдуард Артемьев

1. Что дает членство в СК сегодня?

То, что и раньше было – в общем, ничего нового. Единственная разница в том, что раньше, если ты нигде не работаешь, тебя могли осудить за тунеядство. Члены любых творческих союзов от этого были защищены. Сейчас это не нужно, одна преференция отпала.

2. Роль СК вашей жизни?

В моей жизни – никакой, потому что я всю жизнь свою связал с кино. У некоторых – решающую роль.

А в свое время сыграл, безусловно, в молодости, – даже очень серьезную роль. Союз позволил мне заниматься свободным творчеством и нигде не служить официально. Потом у нас были дома творчества, где я мог за символические деньги снимать дом с оборудованием, и пианино, и роялем... Работать на полном обеспечении Союза – я даже не представляю, сейчас такое возможно или нет.

3. Будущее СК?

Не знаю, совершенно не знаю, не задумываюсь, не представляю. Скорее всего, как на Западе, это перейдет в союз профессионалов и больше ничего – без всяких льгот и домов творчества.

Кирилл Уманский

Мы принимаем участие в фестивале «Московская осень», в других фестивалях. Когда мы сочиняем музыку, то знаем, что СК России и Москвы будет заботиться о том, чтобы наши сочинения были исполнены. У нас работают секции, есть секция ассоциации современной музыки, есть секция просто камерно-симфоническая – для тех, кто мыслит не столь радикально. Есть секция хоровой музыки, есть секция народной музыки, театральная, электронно-акустическая. Раза два в неделю секции собираются, композиторы общаются. Вот из этого общения складывается и творческая жизнь, и определенный творческий рост. Я секретарь Московского отделения, у меня должность председателя приемной комиссии, требующая внимания и определенной строгости.

Несмотря на то что мы не должны, конечно, смотреть назад, в прошлое, надо сказать, не акцентируя внимания на том, какая была общественно-экономическая формация, что к 80-м годам прошлого столетия сложилась идеальная финансовая ситуация для существования творческих организаций. Была огромная государственная поддержка. Та же «Московская осень» могла себе позволить до десяти симфонических концертов. А сейчас дай бог, чтобы два симфонических концерта было. Композиторы могут рассчитывать только на исполнение камерных сочинений, и далеко не все могут рассчитывать на лучших исполнителей.

Раньше существовали закупочные комиссии – что звучит, я понимаю, в духе «Мастера и Маргариты». Композитор, например, мог продать струнный квартет, который он даже не исполнил, а просто написал. За него от Министерства культуры автор – если был лояльный, если он был законопослушный – мог получить полторы тысячи рублей. Таких закупочных комиссий бывало две, а то и три в год.

Наша общественность, в том числе руководящая, делится в каком-то смысле на два лагеря по убеждениям. Одни считают, что нам необходим возврат к господдержке, и я сторонник этой позиции. То есть государство должно стать меценатом и понять, что культура, какая бы они ни была, элитарная, ближе к шоу, дальше от шоу – должна априори существовать и поддерживаться. А есть те, которые считают, что это чревато цензурой, что это будет сопряжено чуть ли не с гонениями какими-то и связано будет с возвратом к старой системе. Я так не думаю. Есть две страны абсолютно капиталистические, далекие от какого бы то ни было тоталитаризма – Финляндия и Канада, – где все это замечательно поставлено и в чем-то напоминает советскую модель. Конечно, там композиторов не так много, как у нас. Но там оркестры должны играть, именно должны, определенный процент сегодняшней музыки. Вот, допустим, Кайя Саариахо, пишущая довольно радикально-авангардным языком. Был конкурс внутрифинский, и на нем она получила 150 тысяч евро за одно свое сочинение. Такие деньги единовременно композитор в России может получить только за какую-нибудь рок-оперу, которая будет идти пять лет. Мнение, что господдержка – это атрибут социалистического строя, что это изобретение Сталина и прочее, не совсем верно. Не надо тут ставить знака равенства, его здесь быть не может.

Владимир Мартынов

1. Что дает членство в СК сегодня?

Абсолютно ничего и уже давно ничего. В Советском Союзе это давало очень много, но сейчас это абсолютный нуль без палочки. Может, кому-то что-то дает, но мне лично абсолютно ничего.

2. Роль СК в творческой жизни?

В моей творческой жизни он не играет никакой роли. И в творческой жизни, по-моему, тоже. Сейчас это самый бедный и занюханный из всех творческих союзов. Все творческие союзы переживают не самое лучшее время, потому что это, в общем, порождение советской действительности. Тогда они были оправданны и действительно играли большую роль. Был целый ряд преимуществ, которые сейчас не имеют никакого смысла.

3. Роль СК в вашей жизни?

Была масса привилегий – это дома творчества, бесплатная переписка нот, бесплатное исполнение, я уже не говорю о том, что, допустим, если ты работаешь в кино, то при заключении договоров на «Мосфильме», если ты не член Союза, с тобой могли просто не разговаривать. Были ощутимые привилегии, причем такие мощные, бытовые, финансовые и прочие. Тогда все это имело смысл.

4. Каково, по-вашему, будущее СК?

По-моему, абсолютно никакого не может быть будущего. Если говорить о Московском союзе, то он держится лишь героическими усилиями Олега Галахова. Он уйдет, и я даже не знаю, кто ему на смену может прийти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1089
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1067
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1030
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
980

Другие новости