На здании театра Ленсовета в Петербурге появилась огромная афиша-растяжка. Большой, старинный репертуарный театр поставил современного автора – раз. Аншлаги – два. Итак, премьера. «Я боюсь любви» по пьесе Елены Исаевой, петербургская премьера вышла вслед за московской – в Театре.doc.
Современные драматурги – разумеется, не все, но точно – лучшие - реагируют на окружающую действительность почище термометра. Увидеть проблему, понять ее и преподнести с неожиданной стороны, причем всё это - сегодняшним языком. Режиссеры, по идее, все это тоже должны уметь. Но им по-прежнему удобнее вспахивать по сто пятидесятому разу Островского и прочих классиков. Драматургия XXI века попала и, хочется думать, еще попадет в театр имени Ленсовета благодаря новому главрежу Гарольду Стрелкову, который понимает, что новое поколение режиссеров и драматургов должны время от времени встречаться в театре.
Поэт и драматург Елена Исаева решила написать пьесу о том, как люди страшатся, как монстра, любви, вероятно, вообще – сильных чувств, но Исаева пишет о том, как боятся любви. Все что угодно, лишь бы не влюбиться!
Молодой режиссер Мария Романова, выпускница СПГАТИ, без Чехова обойтись не смогла, хотя и взялась ставить Исаеву. Вместо задника - экран, спектакль начинается с демонстрации фотографий счастливых парочек в мегаполисе. Далее, – пшик! – но вместо звука лопнувшей струны, - видео перегорающей лампочки. Апокалиптический кадр, сделанный вблизи: в этой простой метафоре есть что-то фатальное. Любил (а), горел (а) – и перегорел (а).
В пьесе Исаевой – как в классицистской трагедии или комедии, все укладывается в один день. Один день, в котором все говорят об одном: я не хочу любви, не хочу душевно вкладываться в другого, боюсь разочарования. День начинается с утра, с того, что герой и героиня после проведенной вместе ночи, после какой-то доверительной беседы бросаются друг другу в объятия. И тут же расходятся по делам, каждый – по своим, договорившись, как это бывает, созвониться. Созвонятся ли?
Целый день они проводят в историях на заданную тему. Подругу героини бросил – нет, не муж! Бросил мужчина «по пятницам», временно исполняющий. В таких отношениях оба кажутся свободными, но вот, он сделал выбор – в другую сторону, и подруга, такая сильная, буквально воет от боли. Вот тебе и броня.
Понемногу от бешеного ритма и шума мегаполиса актеры приходят к паузам, к тихому повествованию, уводя за собой зал. Настроение меняется, заставляя погрузиться в рефлексию даже мужчин. Умение чувствовать медленно, почти ушедшее из жизни, под конец спектакля, кажется, возвращается – может, не героям, но зрителям. Пусть – ненадолго.