Председатель жюри Руслан Киреев, секретарь "Русского Букера" Игорь Шайтанов и лауреат Елена Колядина. Фото автора
На букеровском обеде в гостинице «Золотое кольцо» между закусками и горячим гости, как обычно, выгадывали лауреата. Элегантный секретарь премии Игорь Шайтанов представлял членов жюри: критика Марину Абашеву из Перми, режиссера и сценариста Вадима Абдрашитова, прозаика Валерия Попова, критика Марию Ремизову и председателя, прозаика Руслана Киреева. Между прочим, на обеде присутствовала группа британских издателей – гостей международной интеллектуальной ярмарки «NON/Fiction», а также представители попечительской компании «BP», которая спонсирует «Русский Букер» уже пятый год. В день церемонии как раз истекал срок пятилетнего договора.
Претенденты на 600 тысяч рублей, славу и книжные рейтинги были следующие. Олег Зайончковский и его цикл рассказов «Счастье возможно», яркий микс житейского и литературного. Андрей Иванов с «Путешествием Ханумана в Лолланд» о двух странниках-охотниках за эзотерическим раем. Сентиментальный «Шалинский рейд» Германа Садулаева о Чечне в ретроспективе и не только. «Клоцвог» Маргариты Хемлин», семейная история, рассказанная учительницей математики. «Дом, в котором┘» Мариам Петросян о детях-инвалидах и «Цветочный крест» Елены Колядиной о сожжении еретички Феодосьи в Тотьме 17 века.
Перед десертом наконец-то объявили имя победителя, кем неожиданно оказалась Елена Колядина из Вологодской области. Часть зала упала в обморок от тихого негодования. Часть испытала радостное волнение. Еще бы. Ведь «Цветочный крест» изобилуют матерными и прочими словами, указывающими на половые сношения, даром что старославянскими. Роман начинается с вопроса молодого священника на исповеди: «В афедрон не давала ли?..» Что такое «афедрон», я лучше расшифровывать не буду.
Кстати, по словам Колядиной кто-то сказал о ее прозе, что, мол, Колядина в афедрон за словом не лезет. «Мне всегда хотелось написать о любви и сексе, но, к сожалению, в современном русском языке нет подходящих слов, кроме неприличных и медицинских терминов. И когда я увидела, что в допетровской Руси много нужных слов, никого не оскорбляющих, я начала писать это произведение» - это свежеиспеченный лауреатка» «Русского Букера» говорила уже на пресс-конференции, куда ее увели из ресторанного зала. Оказывается, роман писался на кухне, ночью, в часы, когда по словам писательницы, вовсю одолевают плотские желания. Роман, напечатанный в журнале «Вологодская литература», выйдет (в новой редакции) в конце декабря в издательстве АСТ.
Ну а «Студенческий Букер» получила Мариам Петросян, что очень утешило многих нелюбителей книг о любви и сексе. Пускай сама Петросян и не смогла приехать на церемонию из далекого Еревана.
Задумчиво смакуя малину под взбитыми сливками, литературная общественность почему-то слишком часто повторяла слово «Космополитен», то ли проводя ассоциацию с победившим текстом, то ли заклиная свой эстетский слух.
Нет, все-таки не «Космополитен», там никого за красоту не сжигают.