0
1507
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2010 00:00:00

Смерть дяди Вани

Тэги: фестиваль, театр, премьера, чехов


фестиваль, театр, премьера, чехов Герой, дядя Ваня – постаревший сын при старухе-матери...
Фото с сайта фестиваля

На фестивале NET, который на этот раз сосредоточил внимание на спектаклях, поставленных режиссерами не у себя дома, а за рубежом с чужими актерами, говорящими на чужих языках, показан спектакль «Дядя Ваня» по нашему Чехову французского режиссера Эрика Лакаскада с литовскими актерами из Вильнюса.

«Дядю Ваню» Лакаскад соединил с «Лешим» (в соавторстве с Дарьей Липпи). Спектакль начинается с того, что зрителя приглашают как бы не на спектакль, а на день рождения Желтухина. Длинный стол, застеленный белой скатертью, с фужерами для шампанского ждет, когда пожалует профессор с Еленой Андреевной. Актеры улыбаются входящим зрителям, мол, сейчас весело все вместе отпразднуем, выпьем, – главное, есть повод. Мужчины в нетерпеливом томлении, когда же расставят спиртное. Наконец, отмашка дается, и из-под стола мечутся одна за другой бутылки. Пошлая суета, ничего не значащие разговоры, никто никого не слушает. Таков первый акт, переписанный и разбавленный «Лешим». Здесь, на дне рождения, помимо героев «Дяди Вани» еще и Орловский, старый помещик (Гедеминас Гирдванис), его сын Федор (Паулис Тамоле), похожий на Боркина из «Иванова», сам именинник Желтухин (Томас Ринкунас) и его сестра Юлия (Аврелия Тамулите). Все эти характеры перекочевали из «Лешего». Няней Лакаскад пожертвовал, отдав ее реплики разным персонажам, а жаль. Первый акт в результате оказался затянутым. Стоило ли производить такую вивисекцию с каноническим текстом, чтобы создать атмосферу, знакомую нам по сценам из «Иванова» в доме Лебедевых, когда собирается местный бомонд во главе с Марфушей Бабакиной?

Когда во втором акте вступает в права чеховский текст, то спектакль входит в свою силу. Тут ты начинаешь разглядывать персонажей и понимать тщательно продуманную режиссерскую мысль, отмечать точное распределение ролей, которое само по себе уже есть концепция. К примеру, Соня (Раса Самуолите) и Елена (Ирина Лавринович) здесь – погодки. Елена в силу своей праздности, наивности выглядит даже моложе, хотя и приходится Соне мачехой. В самой Соне есть что-то от Вари из «Вишневого сада». Она хозяйка в доме не только по праву, ведь имение принадлежит ей, и эта Соня прекрасно понимает свои права, но она ежедневно следит за порядком, горохом не кормит, но все знают, что дочь Серебрякова домоправительница.

Следить за порядком, угощать или нет, заботиться о больных – это ее территория заботы, ее прайд. Вот почему почти презрительно она отставит Елену, ухаживающую за своим стремительно стареющим мужем, и властно сама примется за отца. Не беда, что даст не те таблетки, несмотря на протест Серебрякова (Арвидас Дапсис). Все равно пей! Отец не потерпит насилия и выплюнет вместе с водой неправильную таблетку.

Она отстранит Елену и ноги отца, измученные подагрой, начнет мазать сама.

Совсем другой будет Соня в сцене с доктором Астровым (Даниус Гавеноис), предлагая закусить, но все равно хозяюшкой. Словно боясь, что доктор вот-вот уйдет, замечется, быстро-быстро доставая из буфета вегетарианскую еду и суетливо поднося ему тарелки.

Серебряков – одна из самых убедительных актерских работ – все знает про себя, что он самовлюбленный эгоист, что скоро он не сможет совсем соответствовать статусу мужа. Его жена неприлично моложе. И когда Елена, как ребенок, свернется у него на коленях, он посмотрит на ее молодое тело, как хищник, у которого выпали зубы. Грубо похлопав ее молодое тело, он застонет и в отчаянии заговорит об унизительной старости, об отставке. С ним случится припадок, истерика. Добьет его доктор, который попросит снять штаны. Сначала профессор подчинится, а потом взбунтуется и запрыгает на одной, видимо, пока здоровой ноге, поддерживая свои спущенные штаны. Вся семья возьмет на руки протестующего Серебрякова и понесет в постель.

Ваня (Вайдотас Мартинаитис) и доктор сядут выпивать. Они два чудака и это делают не без остроумия, уподобляя выпивку игре в шашки. В одних стаканчиках разлит самогон – в других вишневого цвета наливка. На доске сражение – белое против красного. Игра идет на выпивание.

Дядя Ваня – престарелый неврастеник. Когда он говорит, что у него нет шансов на взаимность Елены, он даже не подозревает, насколько их нет. Он к своим 50 не муж, не любовник, постаревший сын при старухе матери (Аирида Гинтаутайте) и дядя, за которым приглядывает племянница Соня.

Он готов, как собака, лизать ноги Елене, у которой этот господин вызывает лишь брезгливое недоумение. Застав ее в объятиях Астрова, он будет выглядеть как полный дурак с осенним букетом в руках. В сцене бунта цветы пойдут в дело. Он в истерике исколотит розами стол, превращенный в кафедру профессором. Лепестки рассыплются, щедро устлав пол. Стрельба будет похожа на водевиль.

Успокоение не придет. Сначала, охваченный стыдом, Ваня застонет на груди у Астрова, но потом наступит последнее отчаяние, тишина на пороге смерти.

Черные ширмы задника, которые в спектакле открыли в третьем акте, в финале спектакля Соня закрывает. Щель света становится все уже, а последний монолог Сони будет больше похож на погребальный по своему несчастному дяде.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1714
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1914
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1367
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
993

Другие новости