Площадка РАМ имени Гнесиных, где проходил конкурс, стала в Москве сегодня одной из главных.
Фото ИТАР ТАСС
В Москве завершился Первый Всероссийский музыкальный конкурс. В официальных сообщениях состязанию присваивали статус главного национального, но таковым он остался, к сожалению, лишь на бумаге.
Проведение Всероссийского музыкального конкурса – амбициозный проект директора департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Министерства культуры Алексея Шалашова. Суть проекта состояла в том, чтобы вернуться к традициям советского времени, когда накануне Конкурса имени Чайковского проходил своего рода национальный отбор – Всесоюзный конкурс, лауреаты которого представляли страну уже на международном уровне. Об этой идее музыкальный обозреватель «НГ» услышала от самого Алексея Алексеевича в декабре прошлого года. Когда же о мероприятии было объявлено официально, его уже не позиционировали как отборочный перед Конкурсом имени Чайковского. Это вполне естественно: возродить ушедшие традиции за несколько месяцев, к сожалению, невозможно. Тем не менее потенциально заявка была более чем оптимистичная: конкурс под патронатом Министерства культуры, условия для участников более чем выгодные, специальности для первого круга более чем популярные – фортепиано, скрипка, виолончель и сольное пение. К тому же первые туры проводились в каждом из округов, то есть не требовали от участников финансовых трат – наоборот, и в Ростов, и во Владивосток приезжало жюри. А самые лучшие (20 вокалистов и по 10 инструменталистов) в конце ноября съехались в Москву.
Летом был продлен срок приема документов, и уже это настораживало. Затем выяснилось, что в некоторых округах (в Минводах, например) нет достаточного количества заявок. Результаты конкурса, честно говоря, огорошили: у скрипачей нет даже первой премии, вторую поделили 16-летний Дмитрий Смирнов (Санкт-Петербург) и 26-летний Павел Милюков (Москва). Причем по положению о конкурсе это невозможно. Но жюри во главе с Сергеем Стадлером специально обратилось в оргкомитет с письмом – отсутствие победителя подтверждали все члены комиссии.
Что это? Потеря школы или все-таки недостаточное внимание к конкурсу? Сергей Стадлер в одном из интервью (еще летом) с сожалением отмечал первое. Но все же, взглянув на список участников, мы не обнаружим там учеников ведущих профессоров, скажем, Московской консерватории. Вновь зададимся вопросом: чей это выбор – профессоров, которые, возможно, не доверяют председателю жюри, или самих скрипачей, которые не сочли Всероссийский конкурс достаточно престижным и подали заявки на конкурсы имени Ойстраха и Паганини (они проходили примерно в одно время с отборочным туром)? А что у вокалистов? Оба победителя – Геворг Григорян и Наталья Дмитриевская – учились (а певица и работает) в Ростове-на-Дону. Сенсация? Нет, скорее вынужденная ситуация. Ни Москва, ни Санкт-Петербург не выставили лучших студентов или солистов. Участники Молодежной академии Мариинского театра слетели с первого тура, а из аналогичной компании Большого театра, кажется, вообще никого не было. Поэтому и соревнуются в финале солист из Екатеринбургского театра оперы и балета Михаил Коробейников (его называют открытием конкурса: певец на отборочных турах получал максимальное количество баллов, но в итоге стал вторым) и безработный (судя по биографии в программке) Геворг Григорян.
Более уравновешенная ситуация была у пианистов и виолончелистов. У последних было даже два претендента на первую премию – Александр Рамм (Москва) и Алексей Жилин (Санкт-Петербург); будь жюри понастойчивее (как у скрипачей), может быть, оба музыканта разделили бы верхнюю ступень пьедестала, но музыкант из Северной столицы все же стал вторым. У пианистов победила Елена Лось из Казани – в острой конкуренции с петербуржцем Александром Масловым, он уступил лишь в финале и неожиданно разделил вторую премию с Алексеем Петровым.
Финальные прослушивания проходили при полупустых залах: народ сбежался только на Коробейникова (слух о «хорошем мальчике» из Екатеринбурга распространился, как часто бывает, очень быстро); рекламы в городе практически не было, даже студенты вузов не проявили большого интереса к конкурсу. В результате масштабов главного национального, всеобъемлющего этот конкурс не достиг. А бюджет, как читатель, наверное, догадался, сулил куда больше, чем внимание приглашенных на заключительный концерт для массовки «филармонических бабушек».