0
1153
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2010 00:00:00

Потеря школы или недостаток внимания?

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Александровна Гайкович - обозреватель "НГ".

Тэги: музыка, конкурс


музыка, конкурс Площадка РАМ имени Гнесиных, где проходил конкурс, стала в Москве сегодня одной из главных.
Фото ИТАР ТАСС

В Москве завершился Первый Всероссийский музыкальный конкурс. В официальных сообщениях состязанию присваивали статус главного национального, но таковым он остался, к сожалению, лишь на бумаге.

Проведение Всероссийского музыкального конкурса – амбициозный проект директора департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Министерства культуры Алексея Шалашова. Суть проекта состояла в том, чтобы вернуться к традициям советского времени, когда накануне Конкурса имени Чайковского проходил своего рода национальный отбор – Всесоюзный конкурс, лауреаты которого представляли страну уже на международном уровне. Об этой идее музыкальный обозреватель «НГ» услышала от самого Алексея Алексеевича в декабре прошлого года. Когда же о мероприятии было объявлено официально, его уже не позиционировали как отборочный перед Конкурсом имени Чайковского. Это вполне естественно: возродить ушедшие традиции за несколько месяцев, к сожалению, невозможно. Тем не менее потенциально заявка была более чем оптимистичная: конкурс под патронатом Министерства культуры, условия для участников более чем выгодные, специальности для первого круга более чем популярные – фортепиано, скрипка, виолончель и сольное пение. К тому же первые туры проводились в каждом из округов, то есть не требовали от участников финансовых трат – наоборот, и в Ростов, и во Владивосток приезжало жюри. А самые лучшие (20 вокалистов и по 10 инструменталистов) в конце ноября съехались в Москву.

Летом был продлен срок приема документов, и уже это настораживало. Затем выяснилось, что в некоторых округах (в Минводах, например) нет достаточного количества заявок. Результаты конкурса, честно говоря, огорошили: у скрипачей нет даже первой премии, вторую поделили 16-летний Дмитрий Смирнов (Санкт-Петербург) и 26-летний Павел Милюков (Москва). Причем по положению о конкурсе это невозможно. Но жюри во главе с Сергеем Стадлером специально обратилось в оргкомитет с письмом – отсутствие победителя подтверждали все члены комиссии.

Что это? Потеря школы или все-таки недостаточное внимание к конкурсу? Сергей Стадлер в одном из интервью (еще летом) с сожалением отмечал первое. Но все же, взглянув на список участников, мы не обнаружим там учеников ведущих профессоров, скажем, Московской консерватории. Вновь зададимся вопросом: чей это выбор – профессоров, которые, возможно, не доверяют председателю жюри, или самих скрипачей, которые не сочли Всероссийский конкурс достаточно престижным и подали заявки на конкурсы имени Ойстраха и Паганини (они проходили примерно в одно время с отборочным туром)? А что у вокалистов? Оба победителя – Геворг Григорян и Наталья Дмитриевская – учились (а певица и работает) в Ростове-на-Дону. Сенсация? Нет, скорее вынужденная ситуация. Ни Москва, ни Санкт-Петербург не выставили лучших студентов или солистов. Участники Молодежной академии Мариинского театра слетели с первого тура, а из аналогичной компании Большого театра, кажется, вообще никого не было. Поэтому и соревнуются в финале солист из Екатеринбургского театра оперы и балета Михаил Коробейников (его называют открытием конкурса: певец на отборочных турах получал максимальное количество баллов, но в итоге стал вторым) и безработный (судя по биографии в программке) Геворг Григорян.

Более уравновешенная ситуация была у пианистов и виолончелистов. У последних было даже два претендента на первую премию – Александр Рамм (Москва) и Алексей Жилин (Санкт-Петербург); будь жюри понастойчивее (как у скрипачей), может быть, оба музыканта разделили бы верхнюю ступень пьедестала, но музыкант из Северной столицы все же стал вторым. У пианистов победила Елена Лось из Казани – в острой конкуренции с петербуржцем Александром Масловым, он уступил лишь в финале и неожиданно разделил вторую премию с Алексеем Петровым.

Финальные прослушивания проходили при полупустых залах: народ сбежался только на Коробейникова (слух о «хорошем мальчике» из Екатеринбурга распространился, как часто бывает, очень быстро); рекламы в городе практически не было, даже студенты вузов не проявили большого интереса к конкурсу. В результате масштабов главного национального, всеобъемлющего этот конкурс не достиг. А бюджет, как читатель, наверное, догадался, сулил куда больше, чем внимание приглашенных на заключительный концерт для массовки «филармонических бабушек».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1727
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1926
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1376
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
1001

Другие новости